Анатолий Михайлович Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве. Его родители не были творческим людьми, а мальчик с детства тянулся к искусству. Возможно, на это повлияли не совсем обычные люди, которые жили по соседству с Адоскиными – артисты Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. С ранних лет Толя мечтал стать вторым Шаляпиным или Карузо.
В школьные годы будущий артист подружился с театральным капельдинером. На деньги, полученные им от родителей на карманные расходы, Толя покупал хлеб и угощал им своего нового друга, а тот пускал мальчика посмотреть спектакли.
Но началась война, театральная сказка закончилась и пришла суровая реальность – Толя стал трудиться на заводе. Он собирал мины для фронта. Работал он так, что начальство очень ценило подростка и называло лучшим в своем цехе.
Но Анатолий не забывал о своей мечте и надеялся, что она воплотится в жизнь. Родители были против театральных настроений сына, считая актерство несерьезной профессией. Отец настоял на том, чтобы юноша поступил в автотранспортный техникум. Но Анатолию не нравилась эта профессия, он прогуливал лекции, и в итоге его отчислили.
Тогда Адоскин решился попробовать себя на сцене. Но когда он пришел сдавать экзамены, выяснилось, что прием документов в театре Вахтангова уже окончен. Тогда юноша решился на отчаянный поступок – он пошел прямо к руководителю курса Борису Захаве и упросил того устроить ему прослушивания. Парня приняли на курс, но через три дня он сам оттуда ушел – его возмущало то, что сокурсники очень несерьезно относятся к учебе.
В 1943 году Анатолий Адоскин поступил в студию Театра имени Моссовета. Его педагогом стал легендарный Юрий Завадский. В 1948 году Анатолий стал дипломированным специалистом и его пригласили в труппу театра.
Критики отмечали, что Адоскин – один из немногих артистов, который способен сменить амплуа буквально по щелчку пальцев, а зрители с удовольствием посещали спектакли с его участием.
В 1961 году Анатолий Михайлович решил сменить театр – его утомил официозный репертуар, хотелось чего-то свежего и новаторского. За этими эмоциями он пришел в «Современник», а с 1965 по 1968 годы выходил на сцену «Ленкома». В то время худруком театра был Анатолий Эфрос. Два Анатолия очень подружились между собой. Но в 1967 году Эфрос ушел работать в Театр на Малой Бронной, а спустя год «Ленком» покинул и Адоскин: он вернулся в театр имени Моссовета. Там он служил до окончания своей карьеры и даже когда перестал выходить на сцену, Анатолий Михайлович часто приходил за кулисы театра, чтобы поддержать молодежь и дать им нужный совет.
За годы своей творческой деятельности артист сыграл в театрах более 80 ролей, среди них – Освальд в «Короле Лир» (1958), Доминго в «Доне Карлосе» (1976), Понтий Пилат в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» (1990), принц Арагонский в «Венецианском купце» (1999) и многие, и многие другие. Последней его театральной ролью стал Дон Луис в постановке «Дон Жуан. Версия» (2012). Тогда артисту было уже 85 лет.
Параллельно с работой в театре Анатолий Михайлович был невероятно востребован в кино. Впервые он появился на экранах в роли Вали Жукова в фильме «Два капитана» (1955), за которым последовали другие картины.
Наибольшую популярность Анатолию принесла роль элегантного и интеллигентного Вадима – «новое начальство», который прибыл с инспекцией в таежный поселок лесорубов. Конечно же, это было в фильме «Девчата» (1961).
В 1968 году он снялся в экранизации «Братьев Карамазовых» в роли судебного следователя.
А затем был Толик Сидоров в картине «Семь стариков и одна девушка» (1968).
Так совпало, что Адоскин очень часто пробовался на те же роли, что и Иннокентий Смоктуновский – режиссеры считали, что у артистов схожие типажи.
Ежегодно Анатолий Адоскин появлялся на экранах страны, выступая в различных амплуа. Перемены в государственном устройстве ударили по многим артистам. Те, кто когда-то был осенен славой и успехом, к сожалению, стали растворяться в небытие, но чаша сия обошла Анатолия Михайловича. Он все так же продолжал сниматься и выходить на сцену театра.
В начале нулевых на экраны вышла психологическая драма Андрея Кончаловского «Дом дураков» (2002), которая повествует о чеченской кампании и забытой всеми психиатрической клинике. Вместе с Юлией Высоцкой, Евгением Мироновым и Владимиром Федоровым в картине снялся и Анатолий Адоскин. Он сыграл там Фуко, и за эту роль был номинирован на «Золотого орла» как лучший актер второго плана.
В общей сложности Анатолий Михайлович принял участие более чем в 60 фильмах и телеспектаклях. Он – и папа Паши в нашумевших «Москва – Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974), и Всеволод Мейерхольд в телеспектакле «Версия» (1980), и адвокат в «Живом трупе» (1987)…
Последней киноработой Анатолия Адоскина стала роль в музыкальном сериале «Кураж» (2014), который показывает закулисье шоу-бизнеса.
Анатолий Михайлович Адоскин был удостоен званий Заслуженного артиста РСФСР (1981), Народного артиста РФ (1996) и награжден орденом Почета (2008).
Анатолий Михайлович дружил с семьей Марины Цветаевой, Борисом Пастернаком и Фаиной Раневской – об этом он рассказал в своих мемуарах.
Несмотря на привлекательную внешность, высокий рост (188 см) и профессию, которая, казалось бы, предполагает обилие романов, Анатолий Михайлович не был ветреным Казановой. Сам он говорил, что в театре у него никогда не было романов. В юности он питал чувства к балерине Ольге Румянцевой, но скрывал от нее это. А в 1944 году артист познакомился с балериной Ольгой Тарасовой – племянницей актрисы Аллы Тарасовой. Она и стала его избранницей. С течением времени Ольга оставила сцену, стала балетмейстером, а потом преподавала в ГИТИСе.
Эта пара была очень крепкой, Анатолий и Ольга нежно любили друг друга. У них родилась дочь, которую назвали Мария. Мария стала учителем английского, кандидатом филологических наук, а позднее эмигрировала в Штаты.
В одном из своих последних интервью Анатолий Михайлович говорил, что считает себя счастливым человеком – жизнь подарила ему счастье общения с великими людьми, он сумел воплотить в жизнь свою заветную мечту и обрести личное счастье.
20 марта 2019 года стало известно, что Анатолий Михайлович ушел из жизни. Ему был 91 год, и о нем скорбели как коллеги, так и его поклонники.
Анатолий Михайлович прожил большую жизнь, насыщенную событиями и оставил после себя богатое наследие сыгранных им ролей, которые навсегда запомнились зрителю.
Самого себя артист часто сравнивал с Фаиной Раневской. Об этом он писал так:
- В этом смысле мою киносудьбу можно сравнить с актерской судьбой Раневской, которая всю жизнь играла идиоток. Рядом с ней снимались такие звезды, как Любовь Орлова и Вера Марецкая, им доставались роли партийных деятелей, передовиков производства и первых красавиц. Но их героинь давно забыли, а знаменитых «Мулю» и «Льва Маргаритовича» Раневской зрители помнят до сих пор. Но почему так происходит, не знаю, для меня это загадка…
Если вам понравилась эта история, ставьте лайк, подписывайтесь на "Звёзды, которые не гаснут" и оставляйте свои комментарии - так и автору приятнее работать, и Дзену будет проще рекомендовать канал в ленте:)
В комментариях расскажите, о судьбе каких актеров вам хотелось бы прочитать на нашем канале.
А если вам интересно, как сложилась судьба актеров, которые сыграли Тосю Кислицыну, Илью Ковригина, Алёшу Великанова, Ксан Ксаныча, Надю Ерохину, Катю, коменданта, Сашку, мамВеру, Васю, Анфису, Филю, кликайте на их имена и переходите по ссылке.
Здесь история о том, как снимали фильм "Девчата".
Нажав на названия фильмов, можно почитать про судьбы героев картин "Золушка" и "Морозко", "Формула любви", а также о том, как снимали эти фильмы.
Может, вам больше по душе артисты Голливуда? Жмите и читайте о жизни Моргана Фримена, Тима Роббинса
А если вы хотите подарить своему ребенку волшебный мир, населяющий радугу, проходите по ссылке, приобретайте мою книгу и отправляйтесь в путешествие!
https://www.litres.ru/67101609/?lfrom=977881207&ref_offer=1&ref_key=e3da1be1678969e1481df659e49a2a8fbfac988adf0a5b18e9529b6075b76dba
P.S. Доступна бесплатная ознакомительная часть;)
Приятного чтения!
Ваш Автор