Наступила мартовская оттепель. Местами снег уже похож на воспоминание о самом себе. И кажется, будто зима была давно (хотя это ж Сибирь — она ещё обязательно вернётся позлорадствовать). А уж Новый год — подавно. Хотя это «подавно» — всего-то 2,5 месяца назад. Ну, или целых 2,5 месяца: уже, в принципе, можно не только заскучать по фейерверкам во дворе, но и вспомнить, что там в телевизоре показывали на новогоднюю ночь. А там традиционно показывали, в том числе, иркутский новогодний фильм — уже третий по счёту. Как его оценивают сами создатели, какие отзывы они получили и будет ли четвёртый новогодний фильм, мы спросили у Романа Буркало, создателя идеи снимать в Иркутске свои собственные новогодние фильмы и генерального продюсера Burkalo company*.
Итак, ваш фильм показывали не только в Интернете, но и в телевизоре…
— В Иркутске его транслировал телеканал НТС. Ещё были эфиры в Братске, Усолье-Сибирском, Тулуне, Черемхово, Усть-Куте и Байкальске.
А почему такая выборка городов?
— Ну, некоторые телекомпании запросили денег с нас. Как и, кстати, ещё одна иркутская телекомпания. Я говорю — ребят, вы чего, мы вам даём местный уникальный контент… По идее, это мы должны с вас деньги брать. Но мы ж не просим, даём бесплатно… Однако — нет. Ну, на нет — и суда нет.
Зато есть суд в Интернете. Комментарии там, как известно, — первое прибежище искреннего человека. Как реагируете на негатив?
— Спокойно. Люди имеют полное право высказывать свои впечатления. Местами в негативе встречается конструктив. И это особенно ценно для нас. Но бывает и так, что люди просто пишут, что им не понравилось, что это всё ужасно, полное… ну, это самое.
И на это тоже спокойно реагируете?
— Конечно. Это же дело вкуса. А на вкус и цвет фломастеры, как известно… Зачем людей убеждать, что вот этот фломастер, который они сунули себе в рот, им должен обязательно понравиться?
А бывает так, что вы с сетевыми критиками согласны?
— Чаще, чем они думают (улыбается). Взять хоть последний новогодний фильм: да, не всё там удалось так, как мы представляли изначально. И знаете что? Это нормально.
А что не нормально тогда?
— Думать, что всё вокруг должно следовать твоей личной картине мира. И думать, что если тебе что-то не нравится — мир должен принять это во внимание и подстроиться.
Мы — единственные не просто в Иркутске, но, насколько я понимаю, во всей стране, за исключением Москвы, кто реализует такие проекты. С привлечением не просто известных актёров, а всероссийских звёзд. Случаются ли на этом пути просчёты? Да. Останавливает ли это меня от того, чтобы уже сейчас планировать сценарий следующего новогоднего фильма. Да ни капельки.
Вы затронули интересную тему: в самом деле, а почему Роман Буркало до сих пор в Иркутске? Вы ведь явно могли бы, да и сейчас можете сделать карьеру в Москве, выйти на федеральный уровень…
— Я уже на федеральном уровне. Фильм про Евгения Лосева, нашего гонщика с мировым именем, собрал миллионную аудиторию. Фильм про юбилей ИЗТМ с Андреем Мерзликиным смотрели в Минпромторге РФ, в Торгово-промышленной палате, да чёрт, вообще на каждом крупном предприятии этой отрасли! Да даже последний новогодний фильм собрал больше просмотров, чем население Иркутска. А география заказчиков рекламных роликов у нас — реально от Москвы до Владивостока.
Так и? Почему же вы здесь, а не там?
— Потому что здесь я на своём месте. Ну и будем честны — потому что там таких, как я, хватает. Это не значит, что я не смогу там обустроиться, занять свою нишу и добиться успеха. Я просто не хочу проходить путь с начала. Да и зачем, если всё, что я хочу делать в жизни, я могу делать здесь, в Иркутске?
Вы — продюсер. Кто это вообще?
— Поправочка: генеральный продюсер! Это как генеральный директор: его задача — сделать так, чтобы предприятие работало и работало с прибылью. Если упрощённо: моя обязанность — найти деньги и людей, чтобы проект состоялся.
Просто продюсеров обычно представляют, как, простите, изрядных сволочей, которые ради кассы приносят в жертву творческие задумки режиссёров, сценаристов…
— Давайте так: вот вся кинематографическая деятельность — она чтобы что?
Ну…
— Чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Снимать в стол, «для себя» — просто невозможно. Мы всегда, подчёркиваю, всегда работаем для того, чтобы у фильма был зритель. Много зрителей. Много и ещё больше. И если я вижу, если могу доказать, что то или иное творческое решение будет проекту не на пользу, я приложу максимум усилий как продюсер, чтобы донести это понимание до режиссёра, сценариста и даже уборщицы на съёмочной площадке, если в данной ситуации от неё каким-либо образом зависит конечный результат.
В процессе подготовки к интервью мне пришлось изучить достаточно много комментариев в Интернете о вас, о ваших проектах. Многие обвиняют вас в «коммерческости». Что скажете?
— А что тут надо говорить? Не понимаю.
Ну, правы они?
— В чём? В том, что у многих моих проектов есть заказчики, которые предоставляют финансирование?
Да.
— Правы, конечно. А как вы представляете себе кино без денег? Съёмочный процесс — штука достаточно сложная и весьма дорогостоящая. Съёмочный процесс — это, в первую очередь, не идеи, не высокий полёт креатива: это люди. Большое количество людей. Иногда — десятки. Иногда — сотни. И все они за свою довольно непростую работу совершенно справедливо хотят зарплату. Ровно так же, как те комментаторы, что рассуждают про «коммерческость»: едва ли кто-то из них готов работать за идею. Ипотека ж сама себя не заплатит.
Между коммерческими интересами и творческой составляющей не бывает конфликтов?
— Вот сейчас, наверное, многие читатели скажут, что Буркало приукрашивает, но — нет. Не бывает.
Это ж как так удаётся вам?
— Что тут скажешь. Уникальный я человек.
И заказчики всегда довольны конечным результатом, который им показывает этот уникальный человек?
— Рискую опять нарваться на недоверие, но… всегда (улыбается). Возможно, это объясняется тем, что заказчики у нас нерядовые. ИЗТМ, «Сервико», «Янта», «Эн+»… Это такие компании — и такие люди во главе этих компаний, — которые мыслят нестандартно. Поверьте, мы с командой могли бы клепать обычные корпоративные фильмы десятками. И это был бы вполне себе качественный продукт. Очень даже качественный. И очень обычный. Но мне так неинтересно. И моим заказчикам так неинтересно. В итоге — кто скажет, что фильм к юбилею ИЗТМ с Мерзликиным, фильм к юбилею «Сервико» с Кяро или фильм к юбилею Тамары Баймашевой с Шакуровым — «коммерческие»? То, что в кадре на 2 секунды появляется логотип компании, не делает фильмы стрёмными. А вот то, что в них появляются мощнейшие российские актёры, делает эти фильмы крутыми, классными, интересными.
Фотографии предоставлены Burkalo company
*буркало компани<\p>