Это только в детективном сериале «Кости» кажется, что эксперты восстанавливают внешность погибших по их скелетам играючи. И люди эффектно «оживают» в голограмме, чтобы раскрыть тайну своей смерти. В реальной жизни все совсем по-другому: рутина под маской романтики.
Большая часть жизни майора полиции, сотрудника Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД по Красноярскому краю Алексея Пяткина проходит в окружении человеческих костей, найденных в самых разных местах. Точнее, черепов пропавших когда-то людей, жизнь которых закончилась в лесополосах, «заброшках» и других жутких местах. Он восстанавливает облик умерших. Хоть и говорят, что эксперты не берут работу на дом, забыть о ней, выходя из кабинета, не получается. Но вполне реально, как Алексей, считать ее своей миссией – помогать людям. А делать это можно по-разному. По первому образованию он медик. Работал на «скорой», спасал жизни. Сейчас помощь ближним другая – возвращать неизвестных умерших из небытия. Созданные реконструкции позволяют выяснить их имена, найти родственников, раскрыть тайны смерти.
Корреспондент «Комсомолки» узнал, как это происходит.
Зачем «знакомиться» с черепом?
Медицинское образование помогает старшему эксперту Пяткину уверенно, буквально после беглого взгляда, раскрыть основную информацию об обладателе черепа: раса, пол, возраст, травмы... Возраст, например, «выдают» зарастание черепных швов и стертость зубов. Но эксперт всегда перепроверяет первоначальные суждения, опираясь на метод Герасимова - советского антрополога, создавшего уникальную методику достоверной реконструкции лица по черепу и оставившего после себя более 200 скульптурных портретов исторических личностей – от Тамерлана до Ивана Грозного. Кроме этого, ему помогает опыт Веры Пашковой, известного автора судебно-медицинской книги «Определение пола и возраста по черепу».
Алексей постоянно повторяет, что сначала с черепом надо «познакомиться». Изучить каждый миллиметр. Ведь в портрете важно учесть не только толщину мягкой ткани в определенной анатомической точке или форму и размеры мышц, но и другие детали.
Он приводит пример, взяв в руки мужской череп, который сейчас «в работе»:
- У этого человека были прижизненные серьезные травмы: три перелома скуловой кости со смещением внутрь, сложный перелом носа. Но самое удивительное: посмотрите, какая в этом черепе трещина! Мужчина жил с таким повреждением затылочной кости. Его родные не могли не знать об этих проблемах со здоровьем у близкого. Они отражались и на внешности. Это позволит сделать портрет индивидуальным, узнаваемым.
Шанс получить результат своей работы, найти по созданному портрету родных и знакомых погибшего человека, достаточно высок. Ведь Алексей работает с захоронениями не тысячелетнего возраста, а относительно недавнего прошлого, измеряемого десятилетиями. Хотя с археологией он тоже знаком не понаслышке: довелось помогать историкам в восстановлении внешности и определении патологий жителей Красноярска XVII века во время раскопок Всехсвятского некрополя (район торгового центра «Квант»). Но это уже совсем другая история.
- Есть методики, которые помогают выяснить давность захоронения. По скелету (если могила не археологическая, а нашего времени) его можно назвать с точностью до десятилетий. Например, человек умер до 50 лет назад, более 20 лет назад, от пяти до десяти лет назад, - поделился эксперт подробностями своей работы.
Точнее сказать не всегда удается, ведь состояние костей зависит не только от времени, которое они провели в земле, но и от условий, в которых они находились: например, в болоте, лесу или сухом подвале.
Естественная смерть или убийство?
Вопрос, который интересует экспертов, когда в их руки попадает череп: скончался человек от естественных причин или ему «помогли» отправиться на «тот свет»? Отвечать на него помогают самые разные специалисты. Ведь скелет далеко не всегда сможет «рассказать» о причинах смерти человека. Грубо говоря, экспертам редко попадается череп с торчащим из него ножом или топором. И даже с пулевым отверстием.
Вопреки распространенному мнению, найденные в безлюдных местах скелеты не всегда принадлежат убитым людям. Алексей привел примеры из своей практики.
В одном случае красноярским экспертам привезли на исследование череп женщины 50-60 лет. Ее останки случайно нашли где-то в поле. Удалось воссоздать лицо умершей. Портрет оказался настолько точным, что позволил найти близких умершей, а затем выяснить причину смерти. Скончалась она от серьезной болезни, и никого не оказалось рядом. Из недавних случаев: девушка болела, и в итоге умерла. Ее тело обнаружили на съемной квартире. Начали выяснять, кому оно принадлежит. В жилище оказалось три паспорта на разные имена. Портрет помог отыскать мать усопшей и сообщить о судьбе дочери.
Но хватает и других случаев – криминальных. К примеру, в Красноярске и его окрестностях натыкаются на останки людей, которых лишили в жизни и закопали еще в лихие 1990-е годы. Получилось ли идентифицировать кого-то из жертв тех лет и помочь найти их убийц?
- Да, удалось. Но материалы еще находятся в работе у коллег, поэтому разглашать подробности нельзя. Приведу пример в общих чертах: произошла серия убийств. Их жертвами стали более восьми человек. Почти всех их нашли в одном месте, и только одно тело – в другом. В результате нашей реконструкции и работы правоохранительных органов удалось не только установить личности погибших, но и разыскать причастного к этим убийствам, – рассказал Алексей.
«Киношные» эксперты уверенно описывают внешность человека чуть ли по одному фрагменту его кости. А как в реальной жизни? Насколько целым должен быть череп, чтобы по нему удалось воссоздать лицо? Ведь кости нередко попадают к специалистам поврежденными: дикими зверями в лесу или убийцами, которые пытались избавиться от тела. Удается ли воссоздать внешность человека по костным обломкам?
- Это получается не всегда. Но есть и положительные примеры в нашей работе. Был случай, когда женщину убили и попытались сжечь тело. В итоге от черепа остались лишь фрагменты. Их удалось отсканировать и совместить в графическом редакторе, а затем выполнить графическую реконструкцию лица. В итоге получился портрет, по которому удалось идентифицировать жертву.
«Переложить» работу на искусственный интеллект не получится
Сделать портрет по черепу человека так же быстро, как «собрать» фоторобот, не получится. Сегодня на одну реконструкцию уходит не менее двух недель. Это небольшой срок, если учесть, что раньше специалистам приходилось, миллиметр за миллиметром, создавать по черепам скульптурные портреты. А уже по ним графические. Реконструкцию внешности удалось ускорить благодаря компьютерным программам.
Но никакие спецпрограммы для автоматизации процесса Алексей не использует. По сути, все делается вручную, хоть и в электронном виде.
- Я выполняю реконструкции в разных редакторах для 3D-моделирования и обычных графических редакторах для графического моделирования. Работаю пластическим методом реконструкции с использованием электронного скульптинга и графическим методом, - раскрыл подробности старший эксперт.
Он считает, что полностью автоматизировать важную работу нереально.
- Сейчас повсеместно используются искусственный интеллект и всевозможные программы для автоматизации труда. Опираясь на мою практику, они не могут полностью заменить человека. Только работать с общими контурами лица, но не с мелкими деталями. Хотя бы потому, что без мелкой детализации не обойтись, и каждый признак внешности, который отвечает за индивидуальность человека, должен быть подробно изучен и проанализирован. Для работы искусственного интеллекта должна быть введена определенная статистика, на основе которой он должен определять этот признак внешности с соответствием костной структуре. Но таких особенностей очень много, - высказал свое мнение полицейский.
Он еще и музыкант!
Отдушина и отдых от работы для Алексея – музыка, которой он увлечен с девятого класса. Полицейский уже в зрелом возрасте прошел переподготовку в музыкальном училище, чтобы по воскресеньям вести детский ансамбль в музыкальной школе и самому играть на гитаре. Все это в свободное от работы время: по воскресеньям.
Старший эксперт уверен, что нужно быть счастливым каждый момент и успевать радоваться жизни, пока она не закончилась. Он сам живет по этому принципу и всем этого желает.
Автор: Татьяна ЗЫКОВА