Автор публикации осуждает любые проявления расизма. Все фотографии опубликованы исключительно для ознакомления и исторического контекста.
Расовая резня в Талсе была одним из худших случаев расового насилия в Соединенных Штатах, в результате которого был разрушен преимущественно черный район Талсы и погибли сотни чернокожих жителей Талсы.
С 31 мая по 1 июня 1921 года огромные толпы белых бунтовщиков разрушили район Гринвуд в Талсе, штат Оклахома. Этот случай расового насилия десятилетиями скрывался правительством Оклахомы, которое ввело военное положение после разрушений. Вину возложили на чернокожих жителей Талсы, пострадавших во время инцидента, без соболезнований и незначительной помощи тем, кто потерял членов семьи, свои дома и бизнес. Эта публикации прольет свет на 103-летнюю резню, ее причины и последствия.
До расовой резни: Черный Уолл-стрит
После Гражданской войны тысячи чернокожих американцев основали поселения в Оклахоме. Между 1865 и 1920 годами в Оклахоме, которая по большей части все еще считалась «индейской территорией», было самое большое количество поселений для чернокожих в Соединенных Штатах. Один из таких поселений был основан О. В. Герли, чернокожим землевладельцем, в черте города Талса. Герли купил землю площадью около 40 акров. В рамках Закона Дауэса афроамериканцам, которые ассимилировались с индейскими племенами в этом районе, были выделены участки земли.
Видением Герли был город, построенный чернокожими и для чернокожих. Его бизнес, пансион для афроамериканцев, был впервые основан в Гринвуде в 1906 году. Он также начал одалживать деньги чернокожим жителям Талсы, которые хотели начать свой собственный бизнес. Герли привлек других чернокожих предпринимателей, таких как Дж. Б. Стратфорд, который основал крупнейший в Соединенных Штатах отель, принадлежащий чернокожим. Он также привлек издателя А. Дж. Смитермана, основавшего Tulsa Star, газету исключительно для чернокожих жителей Талсы, которую он использовал как инструмент, чтобы поддерживать в Гринвуде социальную направленность и дальновидность. Tulsa Star часто публиковала полезную информацию для чернокожих жителей Оклахомы об их законных правах и законодательстве, которое может принести им пользу или нанести вред.
У Гринвуда не было другого выбора, кроме как быть изолированным сообществом, поскольку он находился буквально «на другой стороне путей» от крайне сегрегированного центра Талсы. Сообщество, однако, было создано с расчётом на такую изоляцию и процветало в пределах своих границ. Гринвуд был экономически самодостаточным районом, а также имел самоуправление. В районе была собственная школьная система, почта, банк, больница и транспортные службы. Гринвуд-авеню, главная улица района, была забита магазинами, салонами, ночными клубами и кинотеатрами.
Самодостаточность легко установилась между более бедными жителями и более обеспеченными владельцами бизнеса. Те, кто работал вне общины (обычно на низкооплачиваемых должностях), тратили свои деньги внутри общины и поддерживали Гринвуд не только стабильным, но и процветающим. Это дало району прозвище «Черный Уолл-стрит», поскольку он послужил образцом для экономически независимых чернокожих сообществ по всей стране.
Причины расовой резни в Талсе
Остальная часть Талсы за пределами Гринвуда имела собственное богатство, которое в значительной степени финансировалось нефтяной промышленностью. Однако к 1920-м годам растущая враждебность белых жителей Талсы к сообществу Гринвуд достигла точки кипения, когда возродился Ку-клукс-клан и правительство штата Оклахома, постоянно угрожающее правам чернокожих.
Жители Гринвуда ощущали давление и опасались насилия, вызванного принятием в Оклахоме Джима Кроу и появлением таких групп, как ККК. Несмотря на то, что Талса был богатым космополитическим городом, уровень преступности был высоким, особенно в случаях расового насилия. Это не было чем-то необычным для Соединенных Штатов в межвоенный период, о чем свидетельствует «Красное лето» 1919 года, когда беспорядки против чернокожих вспыхнули в крупных городах по всей стране. Газета Tulsa Star, пытаясь исправить насилие с помощью контрмер, призывала жителей Гринвуда появляться с оружием в зданиях судов и тюрьмах по всему городу, когда чернокожие люди находились под стражей или представали перед судом.
30 мая 1921 года 19-летний Дик Роуленд, чернокожий молодой человек, вошел в лифт внутри здания Дрексел на южной главной улице Талсы. Единственной пассажиркой была лифтерша, молодая белая женщина по имени Сара Пейдж. Свидетели рассказали, что в какой-то момент Пейдж закричала, лифт открылся, и Роуленд выбежал из здания. На следующее утро, после того как по городу уже несколько часов ходили слухи, Роуленд был задержан и арестован полицией Талсы.
Заявления о сексуальном насилии распространились как лесной пожар по всему белому сообществу города, что даже привело к появлению заголовка на первой полосе Tulsa Tribune о том, что Роуленд был арестован за нападение на Пейдж. Правда даже сегодня неясна. Единственными двумя людьми, которые знали, что произошло, были Пейдж и Роуленд. Тем не менее, подобно массовой игре в «сломанный телефон», слухи, окружающие этот инцидент, вызвали ряд эмоций в разных частях Талсы.
К концу дня 31 мая у здания суда собралась белая толпа, требующая выдать им Роуленда. После того, как шериф Уиллард Маккалоу отказался и забаррикадировал пол, на котором держали Роуленда, толпа только еще больше разозлилась. Напряженность еще больше усилилась из-за того, что группа из 75 вооруженных чернокожих мужчин также собралась у здания суда, чтобы предотвратить возможное линчевание. Их встретила группа из почти 1500 белых мужчин, некоторые из которых были вооружены. Инцидент отошел от ареста Роуленда, и к тому времени, когда у здания суда раздались выстрелы, следующие 18 часов были высечены в камне, и Гринвуд уже никогда не будет прежним.
Что произошло?
Группа чернокожих мужчин, собравшихся у здания суда, была в меньшинстве, и после того, как прозвучали выстрелы и по меньшей мере 12 мужчин, черных и белых, были убиты, группа попыталась отступить в Гринвуд. Группы белых линчевателей преследовали их, и по всему городу вспыхнули перестрелки, в основном на железнодорожной станции Фриско, разделительной линии между черными и белыми сообществами Талсы. Сообщалось, что пассажирам прибывающего поезда пришлось лечь на пол, чтобы не попасть под пули.
Затем несколько белых групп начали собираться в Гринвуде, поджигая, грабя и убивая наугад. Сообщалось, что некоторые белые мужчины были назначены в качестве помощников местным правоохранительным органам, им было предоставлено оружие и приказы по подавлению насилия, чего не произошло; вместо этого произошло обратное. К 4 часам утра 1 июня более двух десятков предприятий и домов, принадлежавших чернокожим, были разграблены и сожжены. Местная Национальная гвардия, которая, как сообщается, была направлена на помощь жителям Гринвуда, относилась к чернокожим жителям Талсы как к врагам.
Полиция Талсы снабдила Национальную гвардию оружием, в том числе пулеметом, который они взяли с собой для «патрулирования» по всему центру города. Состоящие полностью из белых - Национальная гвардия, Американский легион и полиция не только защищали белых, громивших район Гринвуд, но и помогали им. Становилось все более очевидным, что власти допустят насилие и разрушения в отношении чернокожего сообщества, потому что они тоже считали жителей Гринвуда врагами.
Слухи постоянно подпитывали конфликт. Паника, вызванная мыслью о том, что чернокожие жители Талсы вызывают «подкрепление» из-за пределов города, только дала белым мародерам, поджигателям и убийцам еще больше поводов для нападения. Самое худшее было еще впереди.
На рассвете 1 июня большая сплоченная группа белых людей хлынула через линию Фриско и начала организованное нападение на Гринвуд. У черных жителей Талсы было очень мало вариантов: они могли попытаться сбежать или затаиться и вести проигранную битву. Это стало еще более очевидным, когда, как описал чернокожий врач из Талсы Р. Т. Бриджуотер, «раздался свисток… над нами начали пролетать самолеты, в некоторых случаях очень низко над землей. Послышался крик женщин: «…они стреляют в нас».
Эти самолеты, пилотируемые белыми, кружили по району, чтобы их пассажиры могли стрелять из окон и, по крайней мере, в одном случае сбросить взрывчатку на убегающую группу чернокожих. Белые применяли систематический подход к домам в Гринвуде: либо убивали, либо заключали в тюрьму жильцов, грабили дом и сжигали его. Перестрелки, в результате которых погибли чернокожие жители Талсы на улице, также продолжались и были устроены не только случайными белыми мужчинами, но и властями.
К тому времени, когда в 11:29 утра 1 июня было объявлено военное положение и прибыли войска штата из Оклахома-Сити, кровавая бойня почти сошла на нет. Большинство чернокожих жителей либо были убиты, либо бежали в сельскую местность, либо находились среди примерно 6000 человек, которых против их воли удерживали под вооруженной охраной на местной площади. Инцидент длился около 18 часов и вызвал хаос в районе Гринвуд.
Последствия
Хотя официальное число погибших в Оклахоме составляло и до сих пор составляет всего 36 человек, современные историки подсчитали, что во время резни в Талсе было убито около 350 человек, около 800 были ранены и 6000 арестованы. Были разрушены 1256 предприятий и домов, а также повреждены практически все остальные здания, стоявшие в Гринвуде. Чернокожие жители Талсы, многие из которых были ветеранами Первой мировой войны, доблестно сражались, несмотря на численное превосходство, за спасение своих домов и бизнеса. Однако они не могли предвидеть, что местные власти и правительство штатов потворствуют насилию, ставя их в еще одно явно невыгодное положение.
Никто никогда не был привлечен к ответственности или наказан по закону ни на каком государственном уровне за разрушения и убийства, произошедшие в Гринвуде. Чернокожим жителям, задержанным Национальной гвардией, поначалу также не разрешили выйти свободу без помощи белого «спонсора». Не говоря уже о том, что за 18 часов с 31 мая по 1 июня более 8000 человек стали бездомными, поэтому даже если государство их освободит, им некуда будет идти.
Стоит отметить, что местный Красный Крест оказал неоценимую помощь после резни. Они собирали сообщения о жертвах и раненых, помогали в оказании помощи пострадавшим. Чернокожая община в Талсе, несмотря на неудобства, создаваемые почти всеми аспектами правительства, начала восстанавливаться самостоятельно. Красный Крест не помог им в этом начинании и положился на смекалку чернокожих предпринимателей, чтобы встать на ноги. Даже этому независимому восстановлению чернокожего сообщества поначалу также препятствовало правительство Оклахомы.
СМИ и правительство отказались признать факт резни. Газета Tulsa Tribune, вызвавшая гнев своим заголовком об аресте Роуленда, удалила новости с первой полосы из своего архива. Архивы полиции и ополчение штата просто никогда не упоминали ничего, касающегося этих событий. Правительство и СМИ до 1990-х годов скрывали это злодеяние и вели себя так, как будто его никогда не было.
Гринвуд сегодня
В 1996 году, в 75-ю годовщину резни, первая мемориальная церемония была проведена в баптистской церкви горы Сион, а возле Культурного центра Гринвуд был установлен памятник. В 2001 году Оклахома создала комиссию по расследованию инцидента. В своем заключительном отчете комиссия рекомендовала значительную реституцию чернокожим жителям Талсы, включая прямые выплаты репараций выжившим, потомкам выживших, а также создание мемориала для перезахоронения жертв резни.
Хотя официальное название инцидента было «Расовый бунт в Талсе 1921 года», в ноябре 2018 года оно было изменено на «Расовая резня в Талсе». Слово «резня», решила комиссия, более точно отражает это событие и его последствия для Гринвуда. Сегодня Историческое общество Талсы имеет бесплатную виртуальную выставку, открытую в любое время дня, которая документирует злодеяния и направлена на просвещение общества.
Черный Уолл-стрит все еще стоит, хотя до резни сохранилось только одно оригинальное здание. Сегодняшние жители сохраняют память о районе посредством мемориалов и образования, а этот район является пристанищем для творческих людей и чернокожей индустрии, каким он был когда-то, спустя более 100 лет после величайшей трагедии.