...начало нулевых нынешнего века. Я как пару лет закончил университет и вступил во взрослую и самостоятельную жизнь. Я стал постоянно зарабатывать сам и часть свободных трудовых доходов тратил, конечно же, на музыку и на звук.
Но этих свободных средств еле-еле хватало на что-то самое бюджетное. Компакт-диски покупались, как правило, пиратского происхождения и лишь изредка это были фирменные. А про аудиотехнику я и вовсе молчу, я тогда мог себе позволить только среднебюджетный музыкальный центр... и всё... ⬇️ 😄
В ту далёкую пору я запоем читал журнал "Stereo&Video". Да и многие из Вас, я думаю тоже. Я покупал каждый новый номер. И этот журнал мне нравился больше, чем все остальные по этой тематике. Слушайте, ну это было действительно классно - всегда были какие-то тесты, какие-то обзоры, освещались интересные темы о новых технологиях. Но самое главное, эти тесты и эти обзоры не были голословными, они всегда сопровождались графиками измерений и пояснениями к тому, что на этих графиках.
Да, было время... Уже давно журнал "Stereo&Video" не печатается. Сейчас лишь остался интернет-портал под названием "Stereo.ru", да и тот совсем уж как-то загибается. А жаль, конечно... Хотя, лично я туда заходил лишь почитать статьи Ярослава Годыны. Но и он там уже как пару лет ничего не пишет... а Ярослав много времени посвятил изучению цифрового звука и в теории и на практике. Респект ему!!!
Но что-то я отвлёкся от основной темы...
Так вот, как-то на страницах "Stereo&Video", в разделе про аппаратуру класса Hi-End, мне попался обзор DVD-проигрывателя Toshiba SD-900EE. О, мне он тогда казался произведением искусства и техническим совершенством... Цвет шампань, прекрасный дизайн, цена в 2000$ и вес в 11килограмм говорили о том, что это определённо высококлассный аппарат. Он мог воспроизводить диски DVD-Video, CD, HDCD и, самое главное, DVD-Audio, а этим тогда могли похвастаться не многие производители аудиотехники.
В то время только-только началась эпоха форматов DVD-Audio и SACD. Аудио в высоком разрешении. Тогда казалось, что звук с обычного CD уже был пределом мечтаний, ан нет... может быть ещё круче! Да, у компакт-диска была разновидность под названием HDCD. Но это 20 бит, а герцы как были там 44100, так и остались.
И не будем забывать, что в то время началось увлечение многоканальным звуком, а обычный CD-Audio этим похвастаться не мог. Да и вообще, эпоха DVD ещё только набирала обороты. Лично у меня тогда ещё не было проигрывателя DVD-Video... на тот момент у меня был классный видеоплеер VHS от LG со стереозвуком.
Но вот сегодня этот аппарат от Toshiba стоит предо мной, всего-то прошло каких-то четверть века... мечта, так сказать, сбылась... хотя он и не был уж совсем какой-то там мечтой, просто сильно понравился... запал в душу.
Однако, надо отметить, что у меня не именно Toshiba SD-900EE, а его аналог для японского рынка SD-9200. Но может это даже и к лучшему, японцы для себя, как правило, всегда делали лучше.
Скажу сразу, как проигрыватель DVD-Video дисков аппарат уже не интересен по причине того, что цифровых видеовыходов у него нет и работает от в системе NTSC. А вот как проигрыватель DVD-Audio, HDCD и, конечно же, CD он интерес представляет, по крайней мере, должен представлять.
Toshiba SD-9200 сделан в Японии. Но, думаю, что это и так понятно. Внутри стоят чипы от Analog Devices, а именно AD1853. Вроде как лучший однобитник у AD. Где-то пишут, что там их всего три штуки, где-то пишут, что их там три штуки на канал. Но почитав информацию на буржуйских сайтах я понял следующее - цапов в аппарате 6 штук, по каждому на канал при воспроизведении звука 5.1, но если задействуется только двухканальное воспроизведение, то цапы работаю по три штуки на канал. Интересное решение, если, конечно, я всё правильно понял.
Внутри всё красиво - всё в меди. Корпус из стали толщиной 1,2 мм. Основание - мощная и тяжёлая плита, как я понимаю, всё это помогает снизить вибрацию. Блок питания закрыт кожухом. Корпус блока цапа тоже частично прикрыт пластиной. Вся конструкция аппарата выглядит весьма продуманной. Видимо всё пытались сделать для улучшения качества звука.
Ну так и должно быть, конечно. Toshiba SD-9200 должен был удивить не только своим видом, но и звуком. Ведь это топовый аппарат и один из первых с возможностью воспроизведения дисков DVD-Audio, да и поддержку HDCD сюда тоже не просто так добавили, надо было донести до потенциальных покупателей, что этот девайс с аудиофильским уклоном.
Ну так давайте это и проверим, насколько проигрыватель Toshiba хорош в аудио?..
Начнём с воспроизведения компакт-дисков. Золотой стандарт цифрового звука, золотой стандарт среди цифровых оптических дисков. Просто и надёжно... и по-большей части, вполне достаточно!
Само собой, сразу буду сравнивать со своим цапом Fostex HP-A8, надо же на что-то ориентироваться по звуку. Для этого я Тошибу подключил по коаксиалу к Фостексу, а аналоговые выхода к усилителю Pioneer A-05.
Акустика у меня пока та же - Polk Audio Monitor 70mk2. Прослушивание и сравнение будет происходить путём переключения селектора входов на усилке.
Если смотреть на лицевую панель Toshiba SD-9200, то не сразу и понятно где лоток-то под диски. А решение тут эффектное - дисплей съезжает вниз и затем выезжает лоток ⬇️
Ок. Включаем компакт-диск... а вернее, диски...
Pink Floyd, Dire Straits, Depeche Mode... короче, многое переслушал. Были всякого рода и аудиофильские диски, типа XRCD, были и HDCD, были и DVD-Audio.
Что можно сказать о звуке Тошибы? Ну, он хорош... а иначе и быть не могло. Но, однако же, отличия от Fostex HP-A8 есть. В чём? Первое, это, наверное бас. Фостекс выдаёт его чётким, а вот Toshiba воспроизводит бас по-аналоговому, с жирком. От этого кажется, что его чуть больше в звуке. Да, он не такой точный, как на Фостексе, но зато приятный на слух. Это не на всех записях будет уместно, но для некоторых это будет только в плюс.
Второе, это высокие частоты. Не могу сказать, что в звуке Тошибы их стало меньше, просто они не такие акцентированные. Что касается всего остального, то особой разницы нет. Детальность у Toshiba SD-9200 ничем не хуже Фостекса. Может быть сцена чуть ссужена, но это совсем не смертельно.
Вообще, слушать Тошибу ненапряжно, звучание приятное и вполне себе музыкальное. Отлично звучат компакты, которые были записаны до войны громкости. А диски XRCD отыгрывают ещё лучше. Если бы сейчас так делали записи, то было бы очень и очень здорово. В то время ещё не давили динамику, музыка слушается легко и непринуждённо, в ней куда больше эмоций, чем в современных записях... и Toshiba SD-9200 прекрасно их передаёт.
Ещё одна вещь, которая связана с компакт-дисками, это то, что аппарат считывает CD-Text. Полезная штука, мне она всегда нравилась. Информация об альбоме и о названии песни отображается на экране ТВ ⬇️
На самом же дисплее аппарата показано только название трека, сначала полностью, в виде бегущей строки, а потом статично, но уже не полном виде.
Ок. А что же DVD-Audio?
Таких дисков у меня немного и все они сделаны лично мною из файлов Hi-Res, но есть те, которые скачивал с Рутрекера. Слушал "The Division Bell" Пинк Флойда. Сначала с компакт-диска, а затем и с DVD-Audio. Разница слышна, она не огромна, но она есть. И само собой не в пользу CD. На DVD-Audio больше воздуха, как-то легче он звучит, да и естественнее.
Что хотелось бы ещё отметить в работе Toshiba SD-9200?
Цифровой коаксиальный выход. Друзья, его реализация вызывает только восторг! Читал, что инженеры Тошибы уделили этому вопросу много внимания. Коаксиал здесь звучит лучше чем на моём блю-рей проигрывателе Panasonic DMP-BD10. Прям заметно лучше... Это говорит о том, что SD-9200 будет хорош в роли цифрового транспорта.
Однако, здесь есть и неприятный нюанс - Toshiba по коксу не передаёт больше чем 24/48. Такая особенность была, например, и в блюриках Sony.
Что же по итогу?
Лично мне звук Toshiba SD-9200 понравился. Но, так или иначе, он уступает по его качеству моему цапу Fostex HP-A8, но с моей стороны это было ожидаемо. Однако же, SD-9200 вполне себе музыкальный малый. Некоторые записи в его исполнении мне понравились и пришлись по душе больше чем на Fostex HP-A8.
Знаете, как-то к одной из моих статей человек написал, что не звучат ни Sony, ни Pioneer, ни Denon, ни Toshiba и т.д по списку... Я с ним не согласен. Разве не эти компании и делали этот самый звук? У этих корпораций был огромный и денежный ресурс и научно-технический. Этим похвастаться какой-нибудь Lampizator и ему подобные не могут, да и не смогут никогда...
Общение с этим аппаратом навело меня на некоторые мысли об аудиотехнике, о носителях... но об этом поговорим в следующих статьях.