Накануне двух сессий Коммунистической партии Китая (КПК) Чжан Сяомин, бывший директор Управления по делам Гонконга и Макао, был внезапно отстранён от должности заместителя генерального секретаря Китайской Народной политической консультативной конференции (НПКСК).
Инцидент привлекает внимание к борьбе за власть между нынешним лидером компартии Си Цзиньпином и фракцией бывшего лидера КПК Цзян Цзэминя.
«Это знаменует полный отказ фракции Цзяна от власти, и Си Цзиньпин начал полностью контролировать Гонконг», — заявил политический обозреватель Чэн Сян в интервью The Epoch Times.
Чжан Сяомин проработал в Управлении по делам Гонконга и Макао с 1986 по 2022 год, проработав 34 года. Он занимал различные высокопоставленные должности, от третьего секретаря китайской стороны китайско-британской совместной группы по связям до директора Управления по делам Гонконга и Макао. Он участвовал в разработке Основного закона Гонконга и создании Временного законодательного совета Специального административного района Гонконг.
Во время своего пребывания в Гонконге Чжан был известен своей откровенностью и сделал несколько противоречивых заявлений. В сентябре 2014 года, когда его спросили, позволит ли Пекин демократическим деятелям занимать пост главы исполнительной власти Гонконга, он сказал:
«Разрешение вам жить демонстрирует цивилизованность и терпимость страны». Однако позже он сказал, что некоторые СМИ «цитировали его вне контекста» со «злонамеренным умыслом».
В октябре 2014 года, во время движения «Захвати центр» в Гонконге, у Чжана спросили его мнение, на что он поднял правую руку к небу, сказав: «Солнце всё равно взойдёт».
В 2015 году во время семинара по Основному закону Гонконга Чжан сказал, что глава исполнительной власти имеет особый правовой статус, превосходящий исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, и что «Гонконг не является политической системой, в которой осуществляется разделение властей», что вызвало переполох.
Ассоциация адвокатов Гонконга выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность по поводу его высказываний, заявив, что высказывания Чжана вызвали общественное беспокойство.
После вступления в силу закона о национальной безопасности Гонконга в 2020 году Чжан и тогдашний исполнительный директор Кэрри Лам были в числе 11 официальных лиц Китая и Гонконга, подвергнутых санкциям со стороны Соединённых Штатов за подрыв автономии Гонконга. Чжан сказал, что он «гордится» этим.
В июне 2022 года Чжан, ключевая фигура фракции Цзяна в Гонконге, был внезапно отстранён от должности в Гонконгском офисе по связям, официальном представительстве компартии в Гонконге, и переведён на «незанятую должность» заместителя генерального секретаря НПКСК. Теперь даже этой должности больше нет.
«Это очень ненормально, что Чжан Сяомин был уволен непосредственно перед предстоящим заседанием НПКСК. Очевидно, что это своего рода “карательная мера” Си Цзиньпина, которая является предупреждением внутри партии», — сказал Тан Цзинъюань, специалист по делам Китая и старший обозреватель The Epoch Times.
За Гонконг соперничают различные фракции компартии Китая
Чэн, у которого были связи с высокопоставленными фракциями компартии, считает, что отстранение Чжана «знаменует полный отказ фракции Цзяна от власти, и Си Цзиньпин начал полностью контролировать Гонконг».
По словам Чэна, различные фракции высокого уровня внутри партии вмешиваются в дела Гонконга, и степень контроля над делами Гонконга и Макао отражает силу их фракций.
По его словам, из-за своего особого исторического фона Гонконг был важной базой для «революции» КПК до 1949 года.
Основываясь на материалах о перевороте антипартийной группы Линь Бяо, собранных в 1972 году, Линь Лиго (сын бывшего лидера компартии Линь Бяо) сделал большое количество фотографий местности в провинции Гуандун; он также пролетел на самолёте по предписанному маршруту и осмотрел местность Коулуна в Гонконге.
«В случае чрезвычайной ситуации лидер (имеется в виду Линь Бяо) может приехать в Гонконг, чтобы командовать и дистанционно управлять», — сказал Линь Лигуо.«Хотя в то время Гонконг всё ещё находился под британским контролем, он уже стал полем битвы для высшего руководства партии, что было шокирующим», — сказал Чэн.«Высшее руководство компартии Китая по сей день по-прежнему следует традициям “подпольной партии”, управляя собственной разведывательной сетью в Гонконге. Однажды я узнал, что у каждого из семи членов постоянного комитета была команда, размещённая в Гонконге для сбора разведданных и оперирования ими. Целью было максимально сохранить своё влияние в Гонконге».
Команды из этих семи членов постоянного комитета выполняли две основные задачи: во-первых, они следили за различными секторами гонконгского общества. Если были негативные комментарии или критические замечания в адрес их боссов, они должны были своевременно сообщать о них. Во-вторых, они следили за передвижениями других членов постоянного комитета в Гонконге.
Как Люн Чун-ин победил на выборах в Гонконге
По словам Чэна, Гонконг не только стал полем битвы для различных фракций КПК, но даже выборы его главы исполнительной власти стали разменной монетой руководства компартии для баланса их интересов на материке.
В 2012 году Люн Чун-ин с небольшим отрывом победил на выборах главы исполнительной власти Гонконга, набрав 689 голосов. Перед выборами популярность Люна снизилась, и Генри Тан Иньен считался фаворитом.
«Первоначально Пекин назначил Тан Инъена на этот пост. Многие люди в политических и деловых кругах Гонконга знали об этом, — сказал Чэн. — Потому что Тан получил благословение Цзян Цзэминя, и отношения между двумя кланами были глубокими. Офис по связям даже призвал всех проголосовать за Тана».«Однако за три недели до голосования членов избирательной комиссии внезапно вызвали в Шэньчжэнь на встречу и сказали: “Человек, которому в настоящее время благоволит центральная [власть], — это не Тан, а Люн Чун-ин. Нам нужно сменить кандидата в последнюю минуту”. Все члены избирательной комиссии были удивлены».
Позже Чэн узнал из различных источников, что результатом выборов главы исполнительной власти Гонконга стал трёхсторонний обмен интересами между будущим Си Цзиньпином, бывшим председателем КПК Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминем. В обмен на то, что Си и Ху возьмут на себя управление Гонконгом, Цзян смог сохранить влияние своей фракции по всему материковому Китаю после вступления Си в должность.
На момент выборов главы исполнительной власти Гонконга в 2012 году Си официально не вступил в должность, но всё ещё был вице-президентом и лидером Ведущей группы по делам Гонконга и Макао. Его власть ещё не окрепла.
Чэн рассказал, что главной причиной было то, что Си Цзиньпин не хотел, чтобы кто-то из фракции Цзяна стал лидером Гонконга. Хотя Си Цзиньпин не имел никакого отношения к Люну, он поспешно выбрал Люна из двух.
«Согласие Ху Цзиньтао на сотрудничество с Си также имело свои условия. Друзья внутри [КПК] сказали мне, что условие Ху Цзиньтао было очень ясным, которое заключалось в обеспечении того, чтобы два крупных генерала из его фракции, Ван Ян и Ху Чуньхуа, стали секретарём и заместителем секретаря парткома провинции Гуандун».
Согласно откровениям Чэна, инцидент также привёл к небольшому эпизоду. В то время несогласие выразил магнат Ли Ка Шин.
«Поскольку Ли Ка Шин не признался Си Цзиньпину в этом вопросе, их отношения не урегулированы по сей день. Это также помогает объяснить, почему Ли Ка Шин решил покинуть материковый Китай после вступления Си Цзиньпина в должность», — сказал он.
Это может затронуть пропекинский лагерь
С понижением Чжана в должности и упадком фракции Цзяна вопрос о том, будут ли замешаны те, кто находится в пропекинском лагере, тесно связанном с Чжаном, также оказался в центре внимания.
В последнее время Люн и его приближённые часто проявляют явные признаки того, что бросают вызов главе исполнительной власти Джону Ли Ка-чиу.
Чан Чинг Сум, пропекинский деятель из Гонконга, впервые опубликовал в интернете длинную статью, критикующую Джона Ли. Более того, во время визита директора Управления по делам Гонконга и Макао Ся Баолуна 26 февраля Чан подал петицию в Бюро по связям и выступил с речью перед присутствующими СМИ, критикуя власти Гонконга за беспорядок в Гонконге.
Политический обозреватель Ван Аньран считает, что действия Чана, вероятно, поддерживаются Люном, который сейчас является заместителем председателя НПКСК.
Неудача Люна с переизбранием произошла из-за движения Occupy Central в 2014 году. С точки зрения политических результатов Люн справился с работой лучше, чем Ли. По крайней мере, у него не было дефицита каждый год. Теперь Люн хочет вернуться на свою должность, поэтому он попросил своих людей выйти и немного пошуметь, сказал Ван.
Однако обозреватель The Epoch Times Ши Шань считает, что попытки Люна не только провалятся, но и могут принести на неприятности.
«Тот факт, что карьера Чжана Сяомина разбита в пух и прах, доказывает, что фракция Цзяна полностью утратила свою власть, что сигнализирует о том, что оставшаяся её часть в Гонконге также будет ликвидирована. Люн, который также является членом фракции Цзяна, будет очень нервничать».«Различные институты компартии установили свои связи и создали собственные подпольные сети в Гонконге. Эти подпольщики пострадали больше всего. Си не будет доверять тем, кто когда-то следовал за Цзяном».
Источник: The Epoch Times