Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли обращение «К Бундестагу ФРГ в связи с участием ФРГ в преступлениях киевского режима против мирного населения и нанесении ущерба гражданской инфраструктуре на территории Российской Федерации». Депутаты напомнили, что ранее была обнародована информация «об обсуждении немецким военным командованием поставок на Украину крылатых ракет Taurus и их использовании украинскими вооруженными формированиями для ударов по критически важным объектам гражданской инфраструктуры на территории России, включая Крымский мост через Керченский пролив». Канцлер Германии Шольц в очередной раз повторил, что крылатые ракеты Taurus не могут быть поставлены на Украину, поскольку их использование требует участия немецких военных, а это, по мнению канцлера, недопустимо. Также он отверг возможность кругового обмена ракетами Taurus с Британией. Ранее глава МИД Британии предложил Берлину обменять ракеты Taurus на Storm Shadow, если Шольц не хочет поставить первые Украине самостоятельно. В Комитете по обороне Бундестага прошло специальное закрытое заседание, где обсудили утечку разговора высокопоставленных немецких офицеров. Присутствующие пришли к выводу, что в этом виновата Россия. «Все признаки в деле скандала с прослушкой указывают на российскую операцию по взлому и утечке информации», - говорится в заявлении. Парламентарии заявили, что ждут от правительства расследования утечки разговора и выявления закономерностей. По их словам, Россия продолжит «информационную войну» против НАТО, Европы и Германии.
Сергей Михеев: Начнем с Шольца и круговых обменов. Это вопрос несогласованности в «светофорном» правительстве. Потому что всё всколыхнуло заявление министра иностранных дел Германии Бербок. Она сказала: «Да. Нормально». На следующий день министр обороны Германии Писториус сказал, что он с Бербок не согласен. Шольц встал в нейтральную позицию. Это говорит о том, что внутри правительства Германии нет единогласной системной позиции по всем этим вопросам.
Насчет того, что «им не страшно», - я думаю, что им становится страшновато. Поэтому депутаты немецкого парламента выписали справку, которую должны были выписать: что «надо укреплять секретность». Эта история их напугала, потому что непонятно, что может дальше случиться. Достаточно жесткие заявления делают российские политики, но, на мой взгляд, жестких заявлений уже маловато - нужны жесткие действия. Я не призываю наносить удары по Германии, но политически и где-то косвенно надо давать понять, что никто не будет в безопасности. Один из простейших способов - это нанесение ударов по Украине в период визитов «гостей». Надо показать, что они не являются неприкосновенными. Это будет правильно.
Что касается политических вещей. Недавно совершенно по-хамски поступили дипломаты, послы Евросоюза, не явившись на приглашение Лаврова. Их надо бы всех выслать. Если не будет никаких последствий, то они сядут нам на голову и будут плеваться. В своё время Александр Лукашенко выслал всех дипломатов западных стран - и ничего не было: ни войны, ни ядерных ударов. Я помню сюжеты из Белоруссии, как дипломаты с недовольными лицами садятся в свои машины и едут колонной в сторону польской границы. По крайней мере, не будет ощущения, что это полная безнаказанность.
По поводу кругового обмена: если Британия так любит Украину, то почему без Taurus не поставит им всё, что у Британии есть?
Они Storm Shadow поставляют. Но, видимо, мало. Не хватает боеприпасов.
Сергей Михеев: Они хотят так: «Давайте мы будем поставлять Украине свои, а вы нам будете замещать вашими». Какая-то суета и определенное смятение в позиции есть. И скандал без последствий не останется.
Что так выбило из колеи западных политиков? То, что Россия не рухнула в отведенные ей сроки - это очевидный факт. Почему именно сейчас такая суета? Грядущая смена власти в Штатах их пугает?
Сергей Михеев: Накапливается целый ряд неприятных для них факторов. Не буду идеализировать ситуацию в России, тем более, что касается спецоперации. Первое: военного поражения России нанести не удалось и не удается. Даже не получается в формате ограниченной войны, где Запад ничем не рискует. Российская армия демонстрирует определенные успехи. Второе: ввели 100 000 санкций, рассчитывая, что здесь всё рухнет, остановится, не будет света, газа, воды и еды. Этого не случилось. Третье: делали ставку на раскачивание политической ситуации, что на фоне страха, проблем, мобилизации, санкций здесь начнутся масштабные волнения и будет цветная революция. И это не получилось. Впереди выборы, и их результаты предсказуемые. Я не вижу предпосылок для политической дестабилизации. Это важный фактор.
Еще один фактор - стопроцентной серьезной внешней изоляции России не получается. Да, мы несём убытки с переориентацией торговых потоков, но находим способы и торговать, и продавать, и покупать. Чем дальше, тем больше понимаем, что изоляции не получается. Хуже того, на фоне происходящего зашаталась вся архитектура американского доминирования. Те, кто смотрят со стороны, увидели простую вещь: Россия, при том, что находится не в самом блестящем историческом положении (Советский Союз в 1970-1980-х годах был кратно сильнее), бросила открытый вызов Западу, а Запад делает много, но не может с этим справиться.
На этом фоне зашатались модели, действующие схемы американского влияния, и всем стало ясно, что на американцев можно покрикивать. Плюс все эти вещи подталкивают мировую дедолларизацию экономики.
Трамп заявил, что, когда станет президентом, запретит другим странам отказываться от долга.
Сергей Михеев: Это чуть позже. Плюс чисто политические факторы - европейцы реально боятся Трампа. Они не понимают, что ему придет в голову. И ресурсы начинают истощаться. Если по 50 млрд каждый год кидать на Украину, то никаких денег не хватит в Европе! Также Европа несет убытки от того, что оказалась отрезанной от дешевых энергоресурсов, от логистических цепочек. Всё это порождает смятение. Горизонтов радикального улучшения не видно, и непонятно, что делать.
Провал летнего наступления показал, что Украина, как «черная дыра»: сколько ни вкладывай, всё будет мало. Поэтому они говорят, что надо больше оружия. Думаю, что многие понимают, что даже если дать больше оружия, это как-то повлияет на ситуацию, но не сможет радикально ее переломить: поражения России не получится. Посмотрите, как они в течение года от лозунга «нанести стратегическое поражение России» перешли к лозунгу «спасти Украину»! Это разные вещи. Из атаки («нанести поражение России») они перешли в оборону («спасти Украину» и «не допустить вторжения России в Европу»). Я думаю, что они в это не верят, но этим оперируют. И это порождает ощущение неуверенности в будущем - они начинают суетиться, делать неправильные шаги.
Внутри самой Европы происходят разные процессы: евроскептики грозятся на выборах в Европарламент наказать глобалистов, и не потому что они за Россию, а потому что они против Брюсселя!
По поводу заявления Трампа - интересное заявление. Одной из главных причин раскрутки процесса дедолларизации является тот факт, что американцы стали использовать доллар в качестве кнута. Если раньше это было привлекательно, то теперь это стало их главным оружием - наказывать несогласных и недовольных. Доллар постепенно становится «токсичной» валютой. Если у тебя есть много долларов, но ты что-то не так сказал, то американцы завтра тебе обнулят, и у тебя ничего не останется! Кому хочется так жить? Никому. Поэтому люди начинают раскладывать свои деньги в разные валюты, банки, системы и это стимулирует дедолларизацию. Поэтому Трамп всерьез запретить кому-то дедолларизацию не может. Сохранить долларовую систему можно только одним способом – сделать доллар менее политизированным и более привлекательным. То есть отказаться от политики жестких финансовых санкций и сказать людям, что держать деньги в долларах – это безопасно, ваши политические взгляды не повлияют на ваши сбережения.
По-другому не получится. «Я запрещаю вам избавляться от доллара». А что ты можешь сделать?
Он всегда говорит, что Байден виноват в этих провалах и в уходе многих стран от доллара. Может быть он имеет в виду, что наведёт порядок, всех помирит, вновь разрешит России торговать через их банки и наличный доллар разрешит завозить? По его словам: почему США не могут себе позволить отказаться от доллара, чтобы другие страны отказывались? Потому что это будет равноценно проигрышу войны. Трамп говорит, что сейчас идет экономическая война.
Сергей Михеев: Он абсолютно прав. Если из-под Штатов выдернуть доллар, то разрушительные последствия для американской экономики и для власти США будут равносильны (а может быть хуже) крупной проигранной войне. Почему этого не понимают Байден с демократами? Они, видимо, понимают, но уже остановиться не могут. Просто победы над Байденом будет мало. Для этого надо будет провести очень большое количество мер, которые вернут доверие. Нам доверие доллару не может быть возвращено никакими способами. Или должна быть выработана новая, очень надежная система гарантий. Пока об этом никто не говорит.