Данная цитата, которая служит названием для этой статьи, взята из одной из глав книги Дж. Холлиса «Грезы об Эдеме, в поисках доброго волшебника». Эта книга посвящена рассмотрению взаимоотношений между людьми с точки зрения аналитической юнгианской психологии, продолжателем идей которой и является Дж. Холлис. Хотя в русском издании книга выходит под таким названием в оригинале она называется «The Eden project. In search of the Magical Others», что дословно можно перевести как «Проект Рай. В поисках магических других». Хотя этот перевод звучит менее литературно и художественно, он отражает основную суть идеи Холлиса выраженной в данной книге это то, что человек ищет утраченное воссоединение (свой потерянный рай в символическом понимании) через религиозные переживания, аффективно-заряженные идеи (комплексы), божественное, символическую жизнь, но прежде всего через связь и воссоединение с Другими, которые так же могут иллюзорно наделяться магическими свойствами и способностями.
Чрезмерная значимость «магических других» в жизни человека, может привести его к потери собственного «Я», если он будет ими отвергнут. Чем шире проекция человека собственного «Я» на «Другого» и наделение его «магическими» свойствами, тем больше душевная боль после исчезновения этой проекции. Признать абсолютную уникальность «Другого» без проекций – это вступить в контакт с его бессознательным. Путь к индивидуации требует напряжения и энергии, путь к зрелости связан с принятием страха и отказом от иллюзий. Зрелая личность не просто социально адаптирована, но и способна к глубокому ощущению, как радости, так и грусти. Психические расстройства и трудности адаптации по Холлису могут быть связаны с «психо-логическими» последствиями желания исцелить свои душевные раны, то что может быть выражено в поведении и симптомах. Это те процессы психического развития, через которые проходит любой человек, хоть психотерапевт, хоть человек который обратился к нему за помощью.
Оказывая психологическую помощь человеку, практикующий психолог или психотерапевт, использует различные методы и инструменты и в первую очередь работает с помощью собственной личности. О важности прохождения собственной индивидуальной психотерапии в процессе обучения и при необходимости уже и во время практики, групповой психотерапии, постоянных индивидуальных и групповых супервизий для практикующих психологов и особенно психотерапевтов, упоминается часто, но каждый раз напомнить об этом так же имеет смысл. Психолог и психотерапевт должны быть на пути постоянного саморазвития, рефлексии и пересмотра собственных взглядов даже имея опыт и законченное образование в каком либо из направлений. В этом его не только профессиональный долг, забота о личности, как собственной, так и личности клиента находящегося в процессе психологического консультирования или психотерапии, но и обязанность, относящаяся к этическому кодексу психолога.
Долгосрочная продуктивная психотерапия невозможна без установления психотерапевтического альянса между психологом и клиентом. При установлении альянса происходит межличностный взаимообмен на объектном уровне опытом и состояниями и здесь так же психолог не должен придаваться иллюзиям, что его состояние клиенту незаметно, и он полностью контролирует ситуацию. Даже обладая меньшими психологическими знаниями, каждый человек видит мир и других людей через призму своего опыта, клиент наблюдает и оценивает постоянно самого психотерапевта, особенно на первых этапах работы и в процессе установления психотерапевтического альянса даже когда психотерапевту может казаться, что он абстинентен.
В зависимости от психологических воззрений и используемой теоритической парадигмы, психотерапевт может использовать интервенции, интерпретации, активное слушание, работу с отыгрыванием, процессами переноса и контрпереноса, эмпатию и резонансный отклик, имагинативное поле и т.д. Любой из психотерапевтических инструментов вне зависимости от теоритической направленности требует чуткого внимания, опыта и понимания малейших деталей со стороны психотерапевта, которые часто нужно не упустить и использовать для развития психотерапевтического процесса и психодинамики в нем. Психотерапевт должен постоянно пересматривать и дополнять первичные теории и гипотезы касательно личности клиента, проводить качественную диагностику иметь представление о направлении работы на определенный результат и при необходимости проводить диагностику повторно.
Психотерапевт является таким же человеком ничем не отличающимся от того, кто к нему обратился за помощью, но при этом он ответственен и за результат, за эффективность психотерапевтического процесса. Принятие на себя ответственности, показатель взрослой личности, которой и должен быть специалист в этой отрасли. Для того чтобы быть продуктивным психотерапевт должен обладать не только знаниями в отрасли психологии и психотерапии, но и быть всесторонне развитой личностью, постоянно пополняющей свой эмпирический и чувственный опыт. Невозможно качественно оказывать психологическую помощь и услуги без любви и интереса к своему делу, особого стиля жизни и заботы о себе, которая опосредованно становится и заботой о клиенте в процессе. Это выражается в том, что психотерапевт не решает через него свои проблемы и жизненные затруднительные ситуации, а полностью сосредоточен на решении запроса клиента или расстройствах пациента.
Понимание того, что психотерапевт является обычным человеком не смотря на кой либо опыт и зания и делает его эффективным.
Ваш психолог Сидоров Р.И. (психодинамические направления психотерапии)
телеграм: https://t.me/ruslanpsycho Whats app +7 903 138 02 41
Автор: Сидоров Руслан Игоревич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru