Чем ближе 1 апреля 2024г, тем больше интереса вокруг ввоза автомобилей из-за границы. Разбираемся, какие новые правила ввоза нас ожидают?
Недавно стало понятно, что не за горами тот день, когда существование «серых» дилеров окажется под угрозой. И вот нам уже известна точная дата – Россия внесла свое предложение, по которому 1 апреля начнет работать единая система управления рисками (СУР). Ее задача – контроль таможенного регулирования товаров между странами.
Идея в том, что страны ЕАЭС (Россия, Киргизия, Казахстан, Армения и Беларусь) будут передавать между собой информацию о том, какие пошлины взымаются за растаможку конкретного автомобиля и в случае отправки этого автомобиля на перепродажу в другую страну, таможенные органы смогут доначислять разницу в таможенной пошлине по своим тарифам.
Объясняю на пальцах:
Автомобиль приехал в Киргизию и растаможен там по льготным ставкам. Информацию об этих пошлинах Киргизия передает в СУР. Далее автомобиль перенаправляется для перепродажи в Россию, где на таможенные органы потребуют оплатить разницу в ставках между Киргизией и РФ: Российская ставка 48% от стоимости автомобиля – оплаченная Киргизская таможенная ставка = разница, извольте ее оплатить (+разница в НДС, утильсбор и прочие пошлины).
В большинстве своем эти нововведения коснутся, конечно же, неофициальных дилеров, которые занимаются параллельным импортом, ведь до работы СУР при обороте товаров внутри ЕАЭС повторная уплата таможенных пошлин не требовалась.
Выбрал страну ЕАЭС с наименьшей таможенной ставкой, купил машину там, оплатил льготную ставку и поехал кататься по ЕАЭС. На этом и держится серый бизнес по параллельному импорту. Понятное дело, что такой обход таможенных ставок повыше не мог существовать вечно.
Кому это выгодно?
Очевидно, что 1 апреля – станет красным днем календаря для официальных дилеров, ведь из-за нововведений количество их самых главных конкурентов очевидно сократится.
Сейчас брокеры и серые дилеры могут привезти конечному покупателю новый автомобиль гораздо дешевле как раз за счет обходных путей с таможенными пошлинами (да и модельный разбег у них побогаче, что, в свою очередь, привлекает любителей эксклюзива). Вместе с такой выгодой покупателю приходится мириться с тем, что гарантия на такой автомобиль не распространяется - ему ее попросту не с кого спрашивать. А это риски. Но зато – машина ему достается дешевле.
Другое дело официальные дилеры. Они завозят автомобили официально, могут дать своим покупателям стабильные поставки определенного модельного ряда и гарантии - это безопаснее, но дороже.
К кому в текущих условиях обращается покупатель? Очевидно, что большая часть трафика покупателей проходит мимо дверей дилерских центров, а значит, страдает целая отрасль.
Благородное значение новых правил звучит примерно так: «неофициальные дилеры не дают никаких гарантий на автомобили и на чистоту сделок => страдают потребители»
Практическое значение же выглядит так: поток автомобилей из стран ЕАЭС, растаможенных по пониженным ставкам, ухудшает условия ведения бизнеса официальными дилерскими центрами и тормозит развитие локального производства автомобилей и их компонентов.
Плюс ко всему без поддержки официального сектора страдают сотрудники официальных дилеров и производств, ведь такая ситуация ведет к сокращению рабочих мест.
Предполагается, что СУР позволит сократить поток автомобилей, ввозимых через другие страны ЕАЭС по неофициальным каналам, а значит и конкурентов у официальных дилеров станет меньше. Точнее будет сказать, что серым дилерам больше не будет выгодно ввозить автомобили таким способом, теперь растаможку они будут проводить сразу через Россию.
А значит цены на такие автомобили приблизятся к дилерским, но при этом на эти автомобили гарантии так же не будет, что вынудит покупателей делать выбор в пользу официалов. На практике, к сожалению потребителей, это может привести к еще большему подорожанию новых автомобилей.
Такая ситуация может огорчить не только российских автомобилистов, но и страны-соседей. Наших партнеров по ЕАЭС эти нововведения, мягко говоря, не радуют, ведь они перекрывают им огромные денежные потоки.
Что же с физ.лицами?
Если автомобиль привозится для личного пользования, то физическому лицу придется заплатить утильсбор, как и раньше, в размере 3 400 рублей. Только теперь к этой сумме добавится еще и разница в таможенных пошлинах.
Схема та же: (48% от стоимости автомобиля – оплаченная таможенная ставка в другой стране)+ утильсбор = оплата разницы в таможенный орган РФ. И не стоит забывать еще и про разницу по НДС.
А вот если автомобиль, привезенный для личного пользования физлицом, будет продан в течение года, тогда владельцу придется заплатить в казну еще и разницу между коммерческой (306 тыс.руб) и частной (3 400руб) ставками утилизационного сбора.
А позитив-то будет?
Радует лишь то, что в официальном документе не прописана информация о доначислении таможенных пошлин и платежей. Все это лишь прогноз, который вероятен в случае, если страны ЕАЭС согласятся с предложением России по вводу единой системы учета таможенных платежей.
А вот если это произойдет, тогда уже с апреля все, что можно было сэкономить за счет растаможки в других страх ЕАЭС, будет начислено в России через утильсбор, НДС, акциз и пошлину.
По мнению некоторых экспертов, к апрелю стоит ждать высокой загруженности на таможне и рост цен на доставку. Вдобавок, система электронных ПТС и лабораторных оформлений всегда прекращает работу на какое-то время после введения каких-либо новых правил.
Эксперты так же дают неутешительный прогноз насчет начисления выплат задним числом. Так, некоторые из них обеспокоены, что таможенные органы РФ могут начать устанавливать факт недоплаты по платежам за уже ввезенные автомобили и начать взымать разницу.
Однако пока это лишь догадки. Будет ли вообще работать СУР и как мы узнаем лишь в апреле.
А пока никакой формулировки запрета на ввоз чего-либо в документах нет, а доначисление платежей остается на усмотрении таможни в том случае, если коллеги из других стран передадут необходимую информацию.
Как думаете, сильно ли изменится ситуация с параллельным импортом машин после 1 апреля?