Найти тему

Кутаисский автомобильный завод / КАЗ

Оглавление

Опытный бортовой грузовик КАЗ-605 (1958г., 1961г.)

В 1958 году (по другим источникам - в 1959 году) на КАЗе впервые в нашей стране были разработаны автомобили с компоновкой "кабина над двигателем" - двухосный пятитонный грузовик КАЗ-605 и созданный на его базе седельный тягач КАЗ-606.

Грузовик КАЗ-605
Грузовик КАЗ-605

Грузовая платформа КАЗ-605 имела деревянный пол и металлические откидные борта. Автомобиль в перспективе планировалось оснащать двигателем ЗИЛ-130, выпуск которого в итоге начался лишь в 1965 году, да и то, в количествах, необходимых лишь для комплектации грузовиков ЗИЛ. Поставки же для нужд КАЗа задержались до 1966-1967 гг. По этой причине КАЗ-605 в серию не попал, а КАЗ-606, в силу огромного дефицита в народном хозяйстве седельных тягачей, все же начал выпускаться, но с двигателем ЗИС-120.

Второй вариант бортового грузовика КАЗ-605  с тем же индексом, но на шасси КАЗ-606А. В серию он также запущен не был.
Второй вариант бортового грузовика КАЗ-605 с тем же индексом, но на шасси КАЗ-606А. В серию он также запущен не был.

КАЗ-606А "Колхида"

В 1962 году, взамен снятого с производства КАЗ-606, с конвейера Кутаисского автозавода начал сходить модернизированный седельный тягач под индексом КАЗ-606А. В Кутаиси с этого года предполагали перейти на выпуск уже разработанной к тому времени новой модели, в конструкции которой использовались механизмы московского грузовика ЗИЛ-130, такие как 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 150 л.с., а также трансмиссия и тормозная система. Но в связи с ограниченным количеством изготовлявшихся в то время двигателей ЗИЛ-130, которые должны были поставляться из Москвы, решено было временно, до выхода на проектную мощность производства этих силовых агрегатов, запустить обновлённый вариант тягача с уже выпускавшимися серийно элементами конструкции ЗИЛ-130, но со старым двигателем, по примеру ЗИЛ-164А. По сути КАЗ-606А представлял собой переходную модель, вынужденно поставленную на конвейер, выпуск которой не планировался на длительный период, но в действительности сборка этой машины продолжалась аж до 1967 года, когда на конвейер встал КАЗ-608.

Усовершенствованный автомобиль оборудовался двигателем КАЗ-606А (ЗИЛ-157КЯ) мощностью 104 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 куб.см, рассчитанным на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40°С до −40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С. Был изменён угол наклона двигателя на раме, в связи с чем вместо воздушного фильтра ВМ15 был введён ВМ13 с аналогичными характеристиками и поменялась конфигурация системы питания.

На тягаче была смонтирована трансмиссия (кроме карданного вала) и узлы тормозной системы, унифицированные с аналогичными элементами грузовиков ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130.

Двухдисковое сцепление было заменено на однодисковое с прежним механическим приводом, с пружинным демпфером на ведомом диске, из-за чего был внедрён облегчённый на 2,6 кг маховик изменённой конструкции с плоской конфигурацией без выточки.

Автомобиль получил трёхходовую пятиступенчатую коробку передач (пять передач вперёд, одна назад, пятая передача – прямая) с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения II и III, IV и V передач. Синхронизаторы предназначались для облегчения переключения ступеней КПП путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Также, в связи с вводом в конструкцию автомобиля новой КПП, на тягач начала устанавливаться главная передача с передаточным числом i=6,97.

В тормозной системе появился комбинированный тормозной кран новой конструкции, а взамен дискового применён ручной тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, с механическим приводом на вторичный вал коробки передач, вследствие чего стал монтироваться новый фланец-вилка карданного вала.

Тогда же были упразднены вентиляционные люки на крыше кабины. Это стало единственным внешним отличием КАЗ-606А от своего предшественника КАЗ-606.

Общий вес буксируемого полуприцепа увеличился до 10500 кг.

В остальном конструкция тягача не претерпела изменений.

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ

Наряду с генератором Г12-В на КАЗ-606А с начала производства в нарастающих объёмах устанавливался малогабаритный генератор постоянного тока Г108-В мощностью 250 Вт и силой тока 20 А.

Со II квартала 1962 года начался монтаж колёс размера 7,0-20 (178-508) с уширенным ободом (178 мм против 152 мм у прежних) и коническими полками, с шинами 260-20 (260-508) с уширенной ободной лентой (170 мм против 115 мм).

В этот же период вместо термобиметаллического прерывателя указателей поворота типа РС55 введён электромагнитный РС57-В.

В III квартале 1963 года задние фонари ФП13 и ФП13-К были заменены на двухсекционные двухламповые задние фонари типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый). Новые световые приборы отличались от своих предшественников тем, что в них применялись пластиковые полистироловые рассеиватели вместо стеклянных, одновременно служившие световозвращателями. Помимо этого, пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель. Лампы, устанавливавшиеся в фонарях, остались прежними: А-26 на 21 св (стоп-сигнал) и А-24 на 3 св (габариты и освещение номерного знака).

С этого же года упразднён сальник привода насоса ускорения карбюратора МКЗ-К-84М с пружиной и кольцом.

В октябре 1963 года на коробке передач и заднем мосту начали ставиться сапуны новой конструкции 308387-П взамен 307900-П.

С июля 1964 года тягач оборудовался компрессором, унифицированным с компрессором грузовика ЗИЛ-130, но с изменёнными нижней крышкой и шкивом. В новом агрегате были добавлены впускные клапаны, а также вкладыши в нижних головках шатунов, и к тому же введено охлаждение блока цилиндров. Взамен регулятора давления АР10-Б внедрён АР11, ставившийся на блоке цилиндров компрессора.

С января 1965 года компрессор комплектовался поршнями с шатунами двутаврового сечения. В новых шатунах отсутствовал канал глубокого сверления для подвода смазки от нижней головки шатуна к поршневому пальцу. Смазка пальца стала осуществляться разбрызгиванием через отверстие в верхней головке шатуна вместо смазки под давлением.

С декабря того же года на КПП стал монтироваться усовершенствованный механизм переключения передач, снабжённый предохранителем включения I передачи и заднего хода с блокировкой промежуточного рычага в нейтральном положении, располагавшимся в стенке крышки коробки передач, а не в промежуточном рычаге, как прежде.

В феврале 1966 года металлические трубки в системе охлаждения компрессора заменены на резиновые подводящие и отводящие шланги.

Серийные седельные тягачи КАЗ-608 (1966-1968г.г.), КАЗ-608А (1968-1976 г.г.)

КАЗ-608
КАЗ-608

КАЗ-608 представляет собой модернизированный КАЗ-606А. Основной особенностью новой модели стало использование двигателя с коробкой передач, а также обоих мостов от ЗИЛ-130. Внешне облицовка радиатора осталась почти без изменений, за исключением сдвинутых вниз, к бамперу, фар и подфарников, за счет чего в нижнем ряду прорезей на радиаторе стало три, как и в двух верхних. База автомобиля увеличилась на 100мм.

КАЗ-608А
КАЗ-608А

У КАЗ-608А решетка радиатора полностью переместилась вниз и стала единым целым с фарами.

КАЗ-608В "Колхида"

Опытные образцы КАЗ-608В,1973 год
Опытные образцы КАЗ-608В,1973 год

С 20 января 1976 года на конвейер встала усовершенствованная версия тягача под индексом КАЗ-608В, отличавшаяся от своей предшественницы в первую очередь новой более вместительной кабиной изменённой формы. Вместе с тем, перемены коснулись также других узлов и деталей автомобиля.

Двигатель ЗИЛ-130Я5 получил обновлённое наименование КАЗ-608В. В трансмиссии внедрён новый карданный вал, на котором шлицевой конец был перенесён на скользящую вилку (до этого располагался на трубе вала). Введены шарниры карданного вала, не требующие пополнения консистентной смазки в процессе эксплуатации и торцовое комбинированное резиновое уплотнение подшипников шарнира, состоявшее из торцового уплотнения, напрессованного на шипы крестовины, и однокромочных сальников без пыльника, встроенных в новые подшипники 804805К1 (до этого монтировались подшипники 804805К с двухкромочным сальником с пыльником). На новых шарнирах за ненадобностью упразднена маслёнка крестовины кардана 304814-П и предохранительный клапан 306780-П, а вместо сквозного отверстия для подвода смазки в крестовине стало сверлиться глухое, которое заполнялось смазкой при сборке узла на заводе перед напрессовкой торцовых уплотнений.

В передней подвеске были установлены амортизаторы с увеличенными диаметром штока (19 мм вместо 16 мм) и рабочим ходом (225 мм вместо 210 мм), с изменёнными уплотнением и нижними кронштейнами, унифицированные с амортизаторами ЗИЛ-130.

На раме был внедрён новый передний буфер с двумя буксирными вилками.

Изменилась светотехника: задние фонари – ФП101 и ФП101-Б с лампами типа А-12-21 на 21 св (тормозная сигнализация) и А-12-3 на 3 св (обозначение габаритов/освещение номерного знака). Указатели поворота – УП5 с лампами типа А-12-21, боковые указатели поворота – УП101 с лампами типа А-12-3 на 3 св и рассеивателями оранжевого цвета. Задние фонари и указатели поворота устанавливались на кронштейнах, крепившихся к лонжеронам рамы, держатель номерного знака находился под левым задним фонарём.

В соответствии с требованиями ГОСТ 8769-75 на КАЗ-608В был введён знак автопоезда – 3 оранжевых фонаря ПФ233 с лампами А-12-3 на 3 св на крыше кабины.

Вместо двух приборных щитков установлен один. На щитке монтировались:

– двухстрелочный манометр тормозной системы МД213;

– спидометр СП201;

– амперметр АП110;

– указатель уровня топлива УБ126;

– указатель давления масла УК130;

– указатель температуры охлаждающей жидкости УК145;

– контрольная лампа аварийного давления воздуха в тормозной системе;

– контрольная лампа опознавательных знаков наличия полуприцепа;

– контрольная лампа указателя поворота;

– контрольная лампа дальнего света;

– контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости.

Переключатель указателей поворота П105 был заменён на П110-А, выключатель аккумуляторной батареи ВК318-Б – на дистанционный ВК851, управлявшийся кнопочным выключателем ВК322, расположенным на щитке приборов.

Опытный образец КАЗ-608В,1973 год
Опытный образец КАЗ-608В,1973 год

Предсерийные образец КАЗ-608В
Предсерийные образец КАЗ-608В

Серийные КАЗ-608В
Серийные КАЗ-608В

В кабине начал устанавливаться отопитель повышенной производительности с двумя электродвигателями, а в дверях – поворотные форточки. Сиденье водителя, кроме перемещения в горизонтальном направлении и изменения угла наклона спинки, получило регулировку по высоте, одновременно увеличились размеры спального места.

В остальном конструкция автомобиля и его грузоподъёмность остались неизменными. В 1977 году седельному тягачу КАЗ-608В был присвоен Государственный знак качества СССР. КАЗ-608В выпускался до 1986 года, когда был сменен модернизированным седельным тягачом КАЗ-608В2.

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ КАЗ-608В

  • 1976 год

С апреля 1976 года устанавливался распределительный вал с увеличенными по ширине средней опорной шейкой и её втулкой.

С июня 1976 года применялась цековка глубиной 5-7 мм всех резьбовых отверстий блока цилиндров мотора под соответственно удлинившиеся на 7 мм болты крепления головок.

В октябре 1976 года в двигателе ЗИЛ-130Я5 введены сталеалюминиевые разрезные упорные шайбы коленчатого вала, состоящие из двух полуколец.

В декабре того же года внедрено бесшплинтовое крепление крышек шатунов мотора: взамен комплекта «болт-прорезная гайка-шплинт» устанавливался комплект «болт-плоская шайба-гайка» с болтами повышенной твёрдости и увеличенным шагом резьбы.

  • 1977 год

С февраля 1977 года начал ставиться клапан системы вентиляции картера двигателя шарикового типа (до этого – игольчатый).

В июне изменена контровка болтов крепления опорной пластины регулировочной гайки в сцеплении (взамен проволоки введена стопорная пластина).

  • 1978 год

С сентября 1978 года ступица шкива вентилятора крепилась к валу посредством прессовой посадки (до этого использовалась гайка).

В декабре 1978 года начала использоваться усиленная фиксация оси коромысла топливного насоса путём установки заклёпки вместо шплинта.

С 1978 года автомобили комплектовались стартерами СТ130-А2 мощностью 2,1 л.с (1,5 кВт).

В 1978 году согласно ГОСТ 2023-75 «Лампы накаливания электрические автомобильные» поменялись лампы, использовавшиеся в фонарях тягача:

А-12-21+6 (21 св+6 св)............А-12-21+5 (21 Вт+5 Вт) – подфарники ПФ101-Б (указатели поворота/обозначение габаритов);

А-12-21 (21 св).........................А-12-21 (21 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (тормозная сигнализация) и указатели поворота УП5;

А-12-3 (3 св).............................А-12-5 (5 Вт) – задние фонари ФП101/ФП101-Б (обозначение габаритов/освещение номерного знака), повторители указателей поворота УП101 и фонари знака автопоезда ПФ233.

В 1978 году были внедрены двухцветные двухсекционные двухламповые передние фонари ПФ130 с лампами типа А-12-21-3 (указатели поворотов) в верхней секции с оранжевым рассеивателем и А-12-5 (обозначение габаритов) в нижней части с бесцветным рассеивателем.

  • 1979 год

В июне 1979 года в целях устранения самовыключения II и IV передач внедрены двухступенчатые замки на шлицах вторичного вала КПП.

  • 1980 год

В марте 1980 года изменена конструкция упорной шайбы клапанных пружин двигателя (поменялось её сечение и ликвидирован буртик).

С мая под пружины винтов холостого хода карбюратора подкладывались стальные шайбы с резиновыми уплотнителями.

С ноября 1980 года в водяном насосе системы охлаждения ставилась крыльчатка из фенопласта.

Во второй половине 1980 года стал монтироваться стартер СТ130-А3 мощностью 2,4 л.с. (1,8 кВт).

  • 1981 год

В январе 1981 года на двигателе введён коленчатый вал с увеличенным радиусом галтелей на шатунных шейках. Ширина вкладышей была уменьшена на 1,5 мм.

В апреле поменялась конструкция крышки и щитка картера сцепления, а также было изменено крепление щитка на крышке.

С того же года автомобили оснащались фарами ФГ122-БВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света.

С 1981 года устанавливался распределитель зажигания Р137 с усовершенствованной конструкцией центробежного регулятора опережения зажигания и с вмонтированным в ротор проволочным резистором подавления радиопомех сопротивлением 4-5 кОм. Тогда же вместо катушки зажигания Б114 начала ставиться Б114-Б.

  • 1982 год

С февраля 1982 года на оси блока шестерён заднего хода коробки передач взамен распорной втулки монтировалась пружина.

В 1982-1983 гг. введены трёхсекционные задние фонари ФП130 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП130-Б (правый). Центральная секция левых задних фонарей ФП130 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета служила для обозначения габаритов, левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворота, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – тормозная сигнализация. Секции правого фонаря ФП130-Б располагались в зеркальном отражении с левым.

  • 1983 год

В 1983 году тягач стал оборудоваться генератором 32.3701 мощностью 840 Вт и максимальной силой тока 60 А с бесконтактным регулятором напряжения 201.3702.

Самосвал КАЗ-ММЗ-4502.

Самосвал КАЗ-ММЗ-4502.
Самосвал КАЗ-ММЗ-4502.

Начало производству самосвалов на шасси КАЗ было положено в 1966 году, когда Кировобадский производственный автотрест переоборудовал шестнадцать автомобилей КАЗ-608 в самосвал, используя кузов и механизм подъема от ЗИЛ-ММЗ-555

С того времени на многих авторемонтных предприятиях "Колхиды" переоборудуются в самосвалы, как правило, с использованием узлов автомобилей Мытищинского машиностроительного завода.

КАЗ-4540

В начале 1980-Кутаисским автомобильным заводом был разработан сельскохозяйственный самосвал КАЗ-4540 и прицеп для него ГКБ-8535. Серийное производство самосвала началось в 1984 году.

Автомобиль имел 2 ведущих моста с односкатной ошиновкой и возможностью блокировки заднего моста. 8-ступенчатая коробка передач позволяла двигаться автомобилю со скоростью от 2 до 80 км/ч. Она размещалась нетипично для других советских грузовиков - под кузовом автомобиля и соединялась с муфтой сцепления с помощью промежуточного карданного вала. Сама педаль сцепления также размещалась нетипично и двигалась не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Специально для КАЗ-4540 был разработан 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-642 мощностью 160 л.с. на базе узлов дизеля Камаз-740.

КАЗ-4540
КАЗ-4540

В 1987 году автомобиль получил гидравлическую систему запирания бортов.

За свою компоновку с вынесенной далеко за переднюю ось кабиной грузовик в среде водителей получил прозвища "яйца над пропастью" и "грузин на балконе".

Авто
5,66 млн интересуются