«На Мойке у Певческого моста …не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра осаждали дом; извозчиков нанимали, просто говоря: «К Пушкину».
Многие уже догадались, куда, как писал Иван Иванович Панаев в «Литературных воспоминаниях», везли людей «К Пушкину». Это последний адрес Александра Сергеевича в Петербурге: набережная реки Мойки, 12. Сейчас здесь располагается мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина.
Интересно, что в Петербурге это единственная мемориальная квартира Александра Сергеевича Пушкина. Экспозиция этого музея посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Но когда же этот самый период начался?
20 октября 1836 года Александр Сергеевич писал:
«Дорогой отец, прежде всего – вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенного мосту в доме кн. Волконской».
Своей недвижимости у Александра Сергеевича в Петербурге не было и приходилось ее арендовать. В сентябре 1836 года семья Пушкиных переезжает в новую квартиру, которую они снимают в доме княгини Волконской на 2 года. Правда до конца этого периода Александр Сергеевич, к сожалению, не дожил.
К большому счастью, дом на Мойке сохранил черты пушкинского времени. Здание строилось еще в 30 — 40-х годах XVIII столетия для барона Ивана Антоновича Черкасова, сподвижника Петра I. Дом трехэтажный, его центральная часть значительно выдвинуты вперед, за красную линию, и выделена пилястрами и балюстрадой. Фасад украшен по первому этажу – рустовкой, лепными цветочными гирляндами, над окнами – наличниками. В боковых частях здания – тяжелые дубовые ворота с резными розетками и застекленными фрамугами, на втором этаже – балкон.
Домом владела вначале XIX века княгиня Александра Николаевна Волконская. Здесь прошли детство юность ее сына, будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Уже в 1830 году этот дом перешел к сестре декабриста, Софье Григорьевне Волконской. Вот с ее управляющим Пушкин и заключил контракт по найму квартиры в сентябре 1836 года. Правда с дачи на Каменном острове семья переехала только в октябре того же года.
«Нанял я, Пушкин весь, от одних ворот до других, нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий, со службами…»,
— так сказано в контракте, заверенном нотариусом.
Для большой семьи Пушкина квартира была не очень удобна. Кабинет поэта – большой светлый, с тремя окнами во двор, но к нему примыкала с одной стороны передняя, где всегда находились слуги, хлопала дверь на парадную лестницу, с другой – детская. К этому времени у Александра Сергеевича было уже четверо детей. Последний ребенок, дочь Наталья, родилась в мае 1836 года.
Домашний шум мешал Пушкину, высоко ценившему тишину и уединение столь необходимые для творческого труда.
Из спальни, бывшей и будуаром Натальи Николаевны, был вход на половину ее сестер. Кстати, сейчас здесь хранятся личные вещи супруги поэта, например, флакончики от духов.
Многочисленная дворня обслуживала дом Пушкиных: две няни, кормилица, четыре горничные, трое слуг, повар, прачка, полотер.
Прошло совсем немного времени с момента переезда семьи в квартиру на Мойке. Как всегда, семья ждала Александра Сергеевича к ужину в столовой, которая уже через несколько часов превратится в приемную.
Около шести часов вечера из кареты вынесли тело смертельно раненого на дуэли с Дантесом Александра Сергеевича и занесли в его кабинет, уложив на диван. Вскоре сюда стали съезжаться доктора, друзья поэта – Вяземский, Тургенев, Даль, Жуковский.
Весть о дуэли и ее трагическом исходе молниеносно разнеслась по Петербургу. В сенях квартиры толпился народ. Поэтому главным входом в квартиру временно сделали дверь буфетной. Чтобы ее распознать, кто-то (уж никто сейчас и не знает, кто точно) написал на ней «Пушкинъ».
Чтобы поэта не тревожили, Жуковский вывешивал на эту самую дверь бюллетени о состоянии здоровья поэта. Последний был тревожный: «Больной находится в весьма опасном положении». 29 января в 2 часа 45 минут пополудни перестала биться сердце Пушкина.
Сняв с двери бюллетень, Жуковский тихо сказал: «Пушкин умер». Из толпы крикнули: «Убит!»
После смерти Александра Сергеевича, правительство вынуждено было принять охранные меры: набережная реки Мойки, а также ближайшие дворы были под наблюдением полиции.
Гроб поставили в небольшой передней. Здесь проходила прощание народа с Пушкиным. Тысячи людей прошли у гроба. Сейчас в этом представлена витрина, в которой представлена посмертная маска поэта, сделанная скульптором Самуилом Ивановичем Гальбергом, серебряный медальон с прядью волос поэта, бережно сохраненной Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Спустя две недели после трагического дня Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александрой Николаевной уехала из Петербурга. Некоторые личные вещи вдова передала друзьям поэта, мебель, библиотеку, описанную и уложенную в ящики, сдали на склад Гостиного двора. А бумаги и рукописи, находившиеся в опечатанном кабинете Пушкина, по приказу Император вывезли на квартиру Жуковского «для просмотра».
Казалось, уже ничто в этом доме не должно было напоминать о том, что здесь жил и умер великий поэт. Но память народная и сила места оказались могучими. Например, пятнадцатилетний Достоевский, отправляясь в мае 1837 года из Москвы в Петербург, мечтал по приезду вместе с братом пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть комнату, в которой поэт умер.
В 1887 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска, сообщавшая что здесь 29 января 1837 года, скончался Александр Сергеевич Пушкин.
Что же до музея, то небольшая экспозиция появилась в 1925 году. А вот к столетней годовщине смерти Александра Сергеевича начались большие реставрационные работы по сознанию архитектурного облика квартиры. Драгоценным документом явился план квартиры, зарисованный сразу после смерти поэта Жуковским, понимавшим, какое огромное значение имеет все, что связано жизнью Пушкина.
После кропотливой научной работы удалось восстановить историческую планировку семи комнат и их размеры, расставить некоторые предметы мебели и вещи.
Особенное внимание было привлечено к кабинету поэта. Книжные полки окружили диван, на котором Пушкин встретил мучительную смерть. На письменном столе вещи, которых касалась его рука, чернильница с арапчонком, колокольчик, нож для резания бумаги, гусиное перо. Здесь же хранится и портрет Жуковского, подаренный Пушкину в 1820 году. Подлинное кресло Александра Сергеевича, а также каминные часы, остановленные в 2 часа 45 минут пополудни, в момент смерти поэта.
В отдельной витрине представлен жилет со следами крови, который был на Пушкине в день трагической дуэли.
В небольшом музейном дворике разбили сквер, где в 1958 году был поставлен памятник Пушкину работы скульптора Николая Васильевича Дыдыкина.
Благодаря совместным усилиям научных работников, реставраторов, художников, архитекторов и строителей весь дом Волконских выглядит именно так, как в те далекие годы, когда здесь жил Пушкин.
Открытие музея состоялось в трагическую дату 150-летия со дня гибели поэта, в 1987 году.
В цокольном этаже размещена вводная экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома, о жизни Пушкина в Петербурге в 1836 году, о преддуэльной истории и откликах современников на гибель великого поэта.
И теперь, проходя по мемориальному музею-квартире А. С. Пушкина, посетители будто чувствуют дух поэта, его бессмертный образ словно присутствует в каждой комнате.
Закончить бы хотелось словами Анны Андреевны Ахматовой из «Слова о Пушкине»:
«Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.»
А Вы, если бывали здесь, испытали особенные эмоции, когда проходили по анфиладе комнат?
Были в том числе использованы материалы из книги В.К. Зажурило, Л.И. Кузьминой, Г.И. Назаровой "Люблю тебя, Петра творенье..."