Найти тему

Обзор рынка продуктов халяль в мире, в России, в Татарстане.

Оглавление
agro.tatarstan.ru
agro.tatarstan.ru

Эксперт компании "Brand Building Group" Дамир Губейдулин:

Я принимал участие в подготовке большого материала посвященного рынку халяльных продуктов ведущего татарстанского издания "Вечерняя Казань" https://www.evening-kazan.ru/analitika/articles/chto-meshaet-tatarstanu-dognat-liderov-rynka-halyal-industrii

Ограничения по формату и объему статьи не дали возможность в полной мере отразить все свои мысли и выводы. Благодаря площадке BBG Community имею возможность выложить теперь весь текст своего материала.

Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Термин «халяль» (араб. حلال – разрешенный, дозволенный) — в широком смысле означает всё то, что разрешено и дозволено для мусульман, с учетом определенных требований и запретов, к соблюдению религиозного канона ислама. Это касается не только пищи, но и всех сфер жизни и деятельности верующего человека.

Продукция – пищевая, косметическая, фармацевтическая и т.д., – изготовленная по всем мусульманским стандартам и разрешенная к употреблению и использованию, отмечается специальным знаком маркировки «Халяль». Требования по сертификации знаком «халяль» я перечислю в соответствующем разделе данной статьи.

Объем рынка халяльной продукции.

В Мире

Стенды производителей халяльной продукции - неотъемлимый элемент каждой пищевой выставки. И количество таких стендов постоянно увеличивается.
Стенды производителей халяльной продукции - неотъемлимый элемент каждой пищевой выставки. И количество таких стендов постоянно увеличивается.

При оценке мирового объема рынка халяльной продукции чаще всего называется цифра что он превышает 2 трлн долларов в год, ежегодно растет темпами от 5% до 15%, и ожидается что уже совсем скоро он превысит 3.5 млрд долларов.

Фактор увеличения мусульманского населения в мире способствует тому, что к 2025 году доля продуктов халяль будет составлять не менее 20% от всей произведенной в мире продукции, а доля халяльной продукции в общем мировом экспорте мясного сырья займет около 35%.

Ключевыми рынками для поставок халяльной продукции являются Саудовская Аравия и ОАЭ – только Саудовская Аравия только мясной халяльной продукции импортирует более чем на $1,2 млрд в год, а общий объем рынка халяльной пищевой продукции стран Ближнего Востока и Северной Африки составляет $441 млрд в год.

В России

По разным оценкам в России сейчас проживает около 20 млн мусульман, без учета крупных общин трудовых мигрантов из Ср Азии и Азербайджана не входящих в это число. Это обеспечивает значительный внутренний спрос на халяльные продукты.

Динамика роста рынка и у нас достаточно высокая и ежегодно составляет около 10% в год, а сам рынок в деньгах оценивается экспертно не менее чем 1 000,0 млрд руб. (официальных данных мне не попадалось, так как такая статистика просто никем не ведется - Д.Г.)

При этом, руководитель Роскачества Максим Протасов, например заявляет:

"Количество потребителей, которые выбирают халяльную продукцию, выше, чем количество мусульман в нашей стране, у нас их около 15%. Но, тем не менее, более четверти российских потребителей говорят, что они ориентируются и приобретают продукцию, на которой стоит знак "Халяль", потому что они уверены, что эта продукция прошла дополнительную сертификацию в аккредитованных органах"

В Татарстане

Татарстан один из лидеров по потреблению и производству халяльной продукции.

Объем производства продукции халяль составляет около 10 млрд рублей с ежегодным приростом в 10-12%. С 2020 года экспорт халяльных товаров увеличился в 2,6 раза. Ключевыми импортерами являются страны СНГ, Монголия, Палестина, Бразилия, Ирак, Египет.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Экспорт халяль-продукции из республики растет с каждым годом.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
«За три года развития халяль-индустрии мы достигли такого показателя. Поставлена задача – повышать экспорт на 20-30%. Думаю, мы его осилим. Все производители в этом заинтересованы», – рассказал Глава Минсельхозпрода РТ Марат Зяббаров в мае 2023 на KazanForumе23
«В 2019 году экспорт халяль составлял $300 тыс., в 2021 году эта цифра достигла $2,5 млн. В 2022 году цифра составила уже $6,5 млн. А в этом году мы ставим задачу достичь $8 млн. Целевые страны –это страны исламского мира: ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Иран, Турция. По Турции есть сложности, поскольку рынок защищен и по мясной продукции мы туда не можем обратиться. Активно развиваем отношения с Ираном и странами таможенного союза», — рассказал заминистра Минсельхоза республики Татарстан Рустем Гайнуллов.

По словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия, в Татарстане действует 474 тыс. личных и более 4 тыс. крестьянских фермерских хозяйств.

Гайнуллов заявил, сфера халяль-продукции развивается: многие производители меняют профиль на халяль, стремясь выйти на экспорт.

«Татарстан развивает индустрию халяль с помощью субъектов малого и среднего предпринимательства и крупных агрохолдингов. Последние хотят расширить линейку своей продукции и выйти на экспортные рынки. Они понимают перспективность направления и меняют направление на халяль-продукцию. Под эти цели реализуются новые инвестиционные проекты. В основном, это активно идущая на экспорт молочная, мясная продукция, кондитерские изделия», — сказал Гайнуллов.

Перспективы Экспорта

Вклад Татарстана по экспорту и продвижению заметен и на всероссийском уровне. А там у экспорта халяльной продукции достаточно позитивные перспективы.

Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Ирина Звездина/«Вечерняя Казань»

Россия ежегодно увеличивает объем экспорта халяльной продукции:

Так Россельхознадзор сообщил , что только в 2022 году он вырос почти на 50%, а к 2030 году РФ по сравнению с 2020 годом может более чем в 6 раз увеличить экспорт халяльной продукции в страны Персидского залива и Египет, заявил начальник управления стратегических коммуникаций и продвижения продукции АПК центра «Агроэкспорт» Андрей Кучеров.

Глава Росаккредитации Назарий Скрыпник на том же форуме "Россия – Исламский мир: KazanForum" 2023 : в прошлом году в России произвели для экспорта почти 200 тысяч тонн халяльной продукции на сумму порядка 1,5 миллиарда долларов – в основном это мясо и мясная продукция. "Текущая потребность в халяльной продукции в приоритетных направлениях экспорта составляет более 200 миллиардов долларов. Нам есть куда расти в этом направлении", — добавил Скрыпник.

Основная товарная группа в разрезе халяльной продукции – это мясо. Птица и субпродукты, баранина, говядина и конина – это более 90% от общего объема экспорта продукции, остальные категории пока незначительны, хотя и тоже имеют динамику роста. Отмечу прежде всего среди них молочную и кондитерскую продукцию, косметические средства.

Основные страны покупатели у России сырья, соответствующего стандартам Халяль, являются Саудовская Аравия, Казахстан и ОАЭ. Кроме этого – Иран, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Бахрейн, Гвинея, Катар, Иордания и другие исламские страны

Всего, по оценке Россельхознадзора, доля халяльной продукции в общем экспорте российского мясного сырья во все страны мира составляет уже порядка 35%.

Россельхознадзор продолжает работать над расширением экспортных возможностей, в продукции Халяль, и строго следит за их выполнением. С компетентными ведомствами исламских государств согласовываются специальные ветеринарные сертификаты с учетом халяльных стандартов. На сегодняшний день такие документы, например, парафированы с Алжиром, Египтом, Ираком, Кувейтом и рядом других стран.

Перспективы развития индустрии халяльной продукции

Итак, мы видим перспективы у халяльной продукции есть внутри страны, налицо стабильность спроса и его рост, вызванная расширением и ростом его целевой аудитории потребителей мусульман, так и не мусульманской аудитории за счет доверия к дополнительным процессам контроля и ответственности производителей. Но внутри страны так же есть и постоянный рост конкуренции, отдельные факторы потребительской экономии и снижения покупательской способности, поэтому главная перспектива развития халяльной индустрии у нас в стране, и в Татарстане в частности – это прежде всего, развитие и расширении в направлении экспорта этой продукции.

Процесс и этапы сертификации продукции по системе «халяль»

-7

Система сертификации и маркировки продукции знаком «Халяль» имеет свою специфику и сложности, и к этому надо быть готовым.

Она содержит ряд специальных требований к сырью, из которого производится халяльный продукт. А также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и др. Так, для производства продукции халяль недопустимо использовать все, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций; хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов. Нельзя использовать железы внутренней секреции, желчного и мочевого пузырей, гениталий животных, кровь, а также любые продукты, которые соприкасались с вышеперечисленными запрещенными продуктами. При изготовлении любой пищевой продукции нельзя использовать ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества; жировые добавки и иные добавки не халяльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Под запретом генетически модифицированное сырье в любом виде. И это далеко не весь перечень условий.

К производственному процессу есть требование по помещениям. Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря. Но если выделить помещения и инвентарь нет возможности, то допускается производство халяльной продукции в специально отведенные для этого дни. Отдельное требование к поверхности оборудования и инвентаря: например, использование деревянного инвентаря допускается в исключительных случаях, после тщательной дезинфекции, промывки и контроля лаборатории, которая проверяет их на бактериологическую чистоту.

В процессе аудита предприятия инспекторами по выдаче халяль сертификатов осматривается и изучается абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нем не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств. Эксперты внимательно изучают каждый этап производства, за тем, как все организовано на конвейерной линии: нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется, и прочее. Отдельно анализируется производственная документация. После этого экспертами составляется заключение с замечаниями: что необходимо исправить, каких данных не хватает.

Это могут быть: декларация соответствия на используемое сырье, договоры на утилизацию, дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию, спецификации и сертификаты «Халяль» на сырье, если они есть, подтверждение отсутствия в составе сырья и ингредиентов ГМО.

Проблемы и сложности развития индустрии халяльной продукции

Одной из существенных проблем развития индустрии является полная децентрализация системы сертификации халяльной продукции. Нет общего единого центра, а в рамках страны ей занимается достаточно большое количество структур и организаций.

Большинство из них связанно с региональными духовными управлениями мусульман и пользуются авторитетом и доверием. Но есть и достаточно сомнительные структуры, сертификация в которых проходит недостаточно системно и поверхностно, что позволяет выводить на рынок продукты с малым доверием к их халяльной чистоте.

Это снижает доверие потребителей и определенно сбивает их с толку наличием большего числа самых разных сертифицирующих центров.

Это проблема не осталась без внимания и со стороны государства – недавно Роскачество, Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Комитет по стандарту «Халяль» договорились о совместной работе по развитию «халяль» индустрии в России. На территории Республики откроется территориальное представительство Федерального Центра компетенций «халяль».

Соглашение было подписано руководителем Роскачества Максимом Протасовым, председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем хазратом Самигуллиным и председателем Комитета по стандарту «Халяль» Аббясом хазратом Шляпошниковым в Казани.

Соглашение также направлено на стандартизацию, продвижение и популяризацию халяльной продукции на территории России и в других странах.

Хочется надеяться, что это шаг в правильном направлении по упорядочивание и стандартизации работы по сертификации халяльной продукции. Время покажет, получится ли это в масштабах всей страны. Но для пользы потребителей, повышения доверия к системе сертификации это делать необходимо, что бы очистить рынок от случайных и недобросовестных «сертификаторов» и установить строгий и полноценный контроль, аудит и постоянный мониторинг за соблюдением правил производства халяльной продукции непосредственно у их производителей.

Это позволит нормализовать ситуацию и создать строгие и понятные правила как внутри нашей страны так и облегчит доступ на рынки зарубежных стран, где такая система полноценного и жесткого контроля является обязательным требованием.

-8