(Осторожно, злые спойлеры!)
Мои киновкусы довольно разнообразны, но на этот раз я сам удивил себя: потянуло на старое детское кино из СССР. Заинтересовало случайно встреченное упоминание фильма «Чёрная чайка», и я, недолго думая, взялся за просмотр. Конечно, было бы лучше увидеть эту картину лет 35-40 назад :) Но лучше поздно, чем никогда, не так ли?
Сюжетно это ничем принципиально не выдающийся шпионский приключенческий детектив. Штатовские диверсанты вредительствуют на постреволюционной Кубе. В горах у рыбацкого посёлка скрывается неуловимый снайпер, убивающий мирных людей. Гибнут близкие главного героя — 14-летнего мальчишки Маноло, отчаянного фантазёра. Тот готов убивать в ответ.
У места очередного преступления Маноло выслеживает незнакомца и сбрасывает его со скалы. Однако у нас нет уверенности, действительно ли это был враг. Между тем тело таинственным образом исчезает. А Маноло, решившись убить человека, нешуточно заболевает, его неистребимое фантазёрство оборачивается бредовыми галлюцинациями, и сам он уже не знает, был ли вообще незнакомец, или только померещился ему в минуту горя?
Детективная интрига соединена с классическими сюжетными ходами детского кино того времени. В центре внимания — не влюблённость героев, а отношения дружбы, честности, верности, нравственного выбора.
Например, очень сильно смотрится конфликт с Сардинкой. Это прозвище лучшего друга Маноло. Кто-то из приятелей подбрасывает мысль, что отец Сардинки мог убить отца Маноло. Как в этом случае относиться к другу? Подобные непростые вопросы герою приходится решать на протяжение всей ленты.
Ну, а последние двадцать или около того минут запросто дадут фору иному нуарному детективу из-за океана. Финальная схватка разворачивается на шхуне, полной мертвецов. С одной стороны два раненых, но вооружённых негодяя, с другой — старик и мальчишка. Считать ли это равными силами? Решающий поединок чем-то напомнил мне самый напряжённый момент «Острова сокровищ» — противостояние Джима Хокинса с Израилем Хэндсом.
Конечно, фильм не лишён недостатков. Это и ученическая слабость постановки (лента стала режиссёрским дебютом автора сценария Григория Колтунова в игровом кино), и весьма условная Куба в кадре, а за кадром — почти непрерывный монолог главного героя, который поясняет всё, что режиссёру не удалось или не захотелось показать…
Впрочем, тут я преувеличиваю. На самом деле закадровый голос развивает свою важную линию — это раскрытие внутреннего мира Маноло, в котором буйство воображения сочетается с попытками самоанализа. Нередко идёт игра на контрасте внутреннего монолога и внешнего действия.
К примеру, после гибели Панчиты Маноло уверяет себя, что уже никогда не будет смеяться, но… через минуту заливается смехом, надувая приятелей. Влюблённость в Панчиту была ещё детской, и юный возраст берёт своё. Взрослеть Маноло будет не в любви, а в борьбе.
Главный недостаток, на мой взгляд, это откровенно слабая легенда негодяя. В горах орудует снайпер, не знающий промаха и стреляющий из пистолета. В бродячем цирке выступает снайпер, не знающий промаха и стреляющий из пистолета. Я понимаю, что на раннем этапе становления государственности в глубинке неоткуда взяться профессиональным сыщикам, но чтобы совсем не обратить внимание на то, что убийства совершаются примерно там, где кочует цирк… А сами циркачи — получается, совершенно не обращают внимания на то, что звезда труппы, вместо того, чтобы репетировать, вечно где-то пропадает часами, если не днями? И в упор не замечают, что где их цирк — там и убийства?
И всё же в целом фильм производит отличное впечатление. Хороший детский фильм и одновременно крепкий триллер — честно говоря, я с удовольствием посмотрел бы римейк, если бы в наши дни кто-нибудь был способен ответственно отнестись к подобному сюжету, не перекраивая его в угоду контркультурной повестке.
P.S. Очень понравилась сценка, в которой мальчишки спорят, с чьим дедом произошла история, про которую «даже один янки написал». Имеется в виду повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», в которой крупная рыба увлекает лодку старого рыбака в открытое море. У кого-то дед «путешествовал» с рыбой три дня, у кого-то десять… В итоге мальчишки со всей серьёзностью приходят к выводу, что спорить не о чем: с каждым дедом происходила такая история. Великолепная сцена, отлично сыгранная юными актёрами.
Да, Куба как таковая в этом фильме представлена не слишком полно.
Но она есть.
И она прекрасна.
#кино #рецензия #боевик #триллер #Куба #революция