Мифология - духовная деятельность, тесно связанная с поэзией и музыкой. Это нечто подобное музыке, нечто сравнимое с оперой и складывающееся из образов и их вариаций.
Мифология есть не что иное, как универсум в более торжественном одеянии, в своём абсолютном облике. Она есть мир и, так сказать, почва, на которой только и могут расцветать и произрастать произведения искусства. Мифология есть абсолютная, стихийная поэзия, вечная материя, из которой все формы проступают с таким блеском и разнообразием.
***
Взгляд на природу как на целое, которое под многими меняющимися обличиями все же всегда равно самому себе, запечатлён в образе Протея, который лишь тем, кто при всяком его превращении не выпускал его из сильных рук, в конце концов являлся в своём первоначальном виде и открывал истину.
Шеллинг "Философия искусства".
Здесь мы встречаемся с героем нашего путешествия в образе загадочного бога Диониса.
На карте изображен безумный юноша, в экстатическом забвении танцующий на краю пропасти. Одеждой ему служат звериные шкуры, на голове рожки.
Пещера, из которой вышел Дурак - это прошлое, темная неразличимая масса, материал, из которого лепится индивидуальность.
На ветке сидит Орел - птица Зевса, верховного бога, наблюдающего за Дураком, который готов пуститься в неизвестность.
Бог Гермес, проводник путешественников, покровитель воров и лгунов, управляющий магическими силами, приносящий неожиданную удачу и перемены в судьбе.
Его называют Лукавым, потому что он двуличен и вероломен, Гермес является посланцем богов и проводником душ умерших в подземное царство.
Он в одежде путника: короткая туника и темно-красный дорожный плащ. Левой рукой он показывает на небеса, правой - на плоский камень, лежащий в центре пересечения дорог.
На камне четыре предмета: чаша, меч, горящий жезл (кадуцей), обвитый двумя змеями, и пентакль (в данном случае монета с изображенным на ней пятиконечным магическим символом).
За его спиной - пустынная каменистая равнина - продолжение уже знакомого нам по карте «Дурак» пейзажа.
Две дороги, петляя среди камней, исчезают вдали.
Чаша символизирует чашу Удачи, особенно удачи в любви, поскольку Гермес известен своей проницательностью в делах сердечных.
Меч является символом остроты ума, данного Гермесу его отцом Зевсом. Пентакль, или монета, говорит о том, что Гермес - бог неожиданной удачи, покровитель торговцев и бизнесменов.
Кадуцей - магический жезл Гермеса - обвит двумя змеями, которые символизируют собой противоположности: добро и зло, мужское и женское начало, тьму и свет.
Перед нами - Персефона, царица подземного мира, дочь Матери Земли Деметры и хранительница тайн мертвых.
Стройная, небесной красоты молодая женщина с бледной кожей, длинными черными волосами и темными глазами. Она одета в простое белое платье, ее голову украшает золотая корона.
В правой руке Персефона держит разломленный плод граната, в левой руке - букет белых нарциссов; цветы один за другим выскальзывают за землю.
Она стоит на лестнице, по бокам которой две колонны: левая - черная, правая - белая.
За ней, вверх по лестнице - открытая дверь, сквозь которую видны плодородные поля знакомого нам по карте Императрица пейзажа.
Гранат является одновременно и символом царства мертвых, и символом супружеской любви, ведь у грантового плода множество зерен.
Скрытый от людских глаз мир Персефоны так же изобилен, в нем дремлют пока еще не проявленные творческие силы.
Черная и белая колонны отражают действительность подземного царства.
В темноте бессознательного скрыты как созидательное начало, так и разрушительные импульсы.
Великая богиня Деметра, владычица природы.
Деметра управляет сменой времен года и жизненным циклом всего живого - поэтому на ней платье из живых цветов. Шею украшает ожерелье из двенадцати драгоценных камней. Диадема в виде замка с башнями на голове Деметры указывает на то, что от нее исходит стремление строить надежные дома из камня и дерева - основу уютной и мирной жизни.
За ее спиной - плодородные поля и река с водопадом.
Водопад символизирует поток чувств плодородного мира Деметры.
Она покровительствует беременности и рождению новой жизни, благословляет брачные союзы как средство продолжения жизни.
Деметра - матриархальная богиня, образ силы самой земли, которой не требуется духовной поддержки небес.
Зевс, которого греки назвали Отцом Всего Сущего, создателем мира, владыкой богов и людей.
Он восседает на золотом троне на вершине горы. Его одеяние пурпурного цвета с золотой каймой по краю, голову венчает золотая корона. В правой руке три молнии, в левой покоится земной шар.
Орел выбран символом Зевса из-за своей зоркости и способности летать выше всех птиц. Он, также, указывает на завоевательные устремления и агрессивный характер бога. Пейзаж за его спиной - высоченные, покрытые снеговыми шапками горные пики. Молния - символ власти Зевса. Помимо устрашающего величия, молния, озаряя небо, дает свет, и поэтому молния здесь символизирует божественное откровение.
Зевс - бог вдохновения и неожиданных творческих решений.
Зевс избрал своими чертогами горные вершины, потому что он бог высшего разума и духовных небес, и его воля выше ограничений, накладываемых телом и физической природой.
Кентавр Хирон, целитель, хранитель древнего знания и мудрый наставник всех юных героев.
В левой руке у него свиток, содержащий известную миру мудрость, правая рука поднята в жесте благословения. По обе стороны от него - каменные колонны. Они предваряют вход в пещеру из неотесанного камня. Пещера одновременно служит кентавру и домом, и храмом.
Сквозь круглое отверстие в потолке пещеры на его увенчанную короной голову струится свет.
Пещера - храм Хирона - естественное земное образование, а не искусственно сооруженное человеком место поклонения.
Это означает, что только через обычную физическую жизнь проверяется действенность духовного учения.
Две колонны - колонны зала познания, через который проходит ученик, чтобы приобщиться к учению Хирона.
Перед нами сын троянского царя Парис, которому Зевс поручил рассудить спор - кто из трех богинь прекраснее: Гера, Афродита или Афина.
Когда родился Парис, прорицатель возвестил, что, однажды, он станет виновником гибели Трои, царства своего отца.
Богиня Гера, супруга Зевса, предлагает юноше земной шар, который символизирует власть и принципы Зевса, Императора.
Богиня Афродита предлагает чашу любви.
Афина предлагает юноше меч, который символизирует остроту ума, проницательность и решительность - качества, характерные для сферы разума.
Арес, зачатый царицей богов Герой, согласно мифу, без мужского семени. Арес черпает наслаждение в бою. Двое его оруженосцев, Деймос (страх) и Фобос (ужас) - по некоторым источникам, его сыновья - сопровождают его на полях сражений.
В отличие от Афины, тоже богини войны, воплощающей хладнокровную стратегию и предвидение, Аресу по душе боевой угар самой схватки, торжество ничем не сдерживаемой силы, возможность бросить прямой вызов врагу. Копье Ареса - традиционный фаллический символ, образ активной силы, заложенной и в мужчинах, и в женщинах.
Лошади, черная и белая, так же, как и колонны на карте Верховная жрица, являются символами того, что сила, заключенная в агрессивных устремлениях, может быть направлена как на зло, так и на добро.
Афина, уже встреченная нами ранее в карте «Влюбленные».
Пол из мраморных черных и белых плит символизирует способность ума объединять противоположности, сводить темные и светлые стороны явления в связную упорядоченную концепцию.
Сова - птица Афины - охотится на добычу в темноте; она отражает способность богини глубоко проникать незамутненным взглядом в суть вещей.
Весы символизируют способность Афины путем сопоставления, взвешивания фактов, приходить к объективной оценке. Если верить мифам, суд присяжных на земле ввела именно Афина.
Здесь мы встречаемся с древним богом Кроном.
Ландшафт представляет собой окутанные туманом серые горы, над которыми низко нависает холодное свинцовое небо. Лампа, которую Крон держит в руке, горит светом мудрости, собранной по крупицам за годы одиночества и терпеливого ожидания - эти состояния воплощает собой образ Отшельника.
Ворона - птица Крона; ворона считалась вещей птицей, в которую вселялась душа царя-жреца после того, как его приносили в жертву, а смерть жреца давала начало новому циклу.
Серп косы, также, является и лунным серпом; это дар матери Геи, символизирующей вечную текучесть и цикличность времени.
Три богини судьбы, которых древние греки называли Мойрами.
Мойры, как упоминается в мифах, являлись дочерями Матери Ночи, зачатыми без отца. Ту, что прядет нить, зовут Клото, ту, что отмеряет, - Лахесис, ту, что отрезает, - Атропос (имя последней означает "Та, которую нельзя избежать или отвратить").
Пещера является символом как чрева, из которого на свет появляется жизнь, так и могилы, в которой она заканчивается - это образ начала и конца судьбы.
Три возраста, которые представляют Мойры, отражают три фазы луны и три этапа жизни человека: первая четверть, или молодой полумесяц, - юность, полнолуние - зрелость и, наконец, последняя четверть - старость.
Нить, которую прядут Мойры, отмеряют и отрезают, ассоциируется с формированием в чреве матери тканей тела ребенка, что предполагает связь судьбы человека с наследственностью и с самим его телом.
Геракл, известный у римлян как Геркулес - непобедимый герой мифов.
Он - сын Зевса, царя богов, от смертной женщины Алкмены.
Льва можно победить только голыми руками. Здесь не поможет никакое оружие, человек полагается только на свою силу.
Темнота пещеры сродни тьме бессознательного, где, скрытые от обычного сознания, гнездятся примитивные инстинкты. Кроваво-красный цвет повязки - цвет Ареса, с которым мы встречались в карте Колесница. Его присутствие в одежде означает, что Геракл уже умеет обуздывать свою агрессию и направлять ее на созидательные цели.
Прометей, титан, нарушивший закон Зевса, похитивший божественный огонь и подаривший его людям, зная, что за это постигнет его жестокая кара.
Имя Прометей означает "провидец" - титан был наделен даром предвидения.
Также в мифах говорится, что он создал людей из земли, омочив ее собственными слезами, а Афина вдохнула жизнь в его творения.
Как и заходящее солнце, этот образ символизирует спускание духа в темноту бессознательного. Заходящее солнце символизирует угасание света сознания и воли.
Орел Зевса терзал Прометея, выклевывая ему печень, а печень у древних греков считалась символом духа и надежды. То есть, страдания Прометея - образ потери веры. В мистических учениях это состояние называется "затемнение души", когда человек может только ждать, не зная, чем закончится его ожидание.
Грозный бог Аид, повелитель подземного царства.
Он развел руки, готовясь принять дары от крошечных человечков, стоящих перед ним на коленях.
Женщина предлагает ему золотую корону, мужчина - горсть монет. Ребенок - протягивает ему цветок.
На дальнем берегу земля постепенно оживает и покрывается травой, зеленеющей в лучах восходящего солнца. Мрачны свинцовые воды реки Стикс, но она символизирует стадию, которую мы однажды должны миновать, чтобы достичь богатств подземного мира.
Это состояние печали скорби так же необходимо для жизни, как радость и веселье. Восходящее солнце возвещает новое будущее, хотя души, склоненные перед Аидом, пока еще об этом не знают. Ребенок, протягивающий цветок, - образ детской веры в перемены, которая поможет нам справиться со скорбью. Один лишь он преподносит свой дар без страха.
Ирида, богиня радуги и посланница Геры, царицы богов.
Она любима как богами, так и смертными за свой добрый и кроткий нрав. Когда Гера и Зевс желали объявить свою волю людям, Ирида в мгновение ока переносилась на землю, где она либо принимала человеческий облик, либо являлась в своем божественном обличье - в виде прекрасной крылатой девушки.
Сквозь уходящие тучи проглядывает Солнце и вспыхивает Радуга - как мост, протянутый между небесами и землей; радуга символизирует начало новых и возобновление старых взаимоотношений.
Золотая и серебряная чаши символизируют солнце и луну, мужское и женское, сознание и подсознание, соединяемые потоком чувств.
Опорой Ириде служат и вода, и земля, что отражает ее способность объединять в человеке противоположности.
Бог Пан, которого древние греки почитали как Величайшего.
Согласно мифу, отцом Пана был Гермес, а матерью нимфа - Дриопа.
Ребенок родился таким безобразным - с козлиными рожками, бородой, хвостом и копытами, - что мать в ужасе бросила его и сбежала. Гермес, напротив, обрадовался появлению младенца и отнес его она Олимп, на потеху богам.
Пан обитал в лесах и полях Аркадии, воплощая собой необузданную оплодотворяющую силу дикой природы.
В мифах козел, обычно изображается как нечистое и похотливое существо.
Но он, также, символизирует и козла отпущения - человека, на которого люди проецируют свои низменные страсти, чтобы самим почувствовать себя чище и праведнее.
Так Пан, Дьявол, - это внутренний козел отпущения, которого мы виним за все жизненные неприятности. Темная пещера, у которой нет ни входа, ни выхода, говорит о том, что Пан живет в самом недоступном уголке нашего подсознания. Пробиться сквозь стены и попасть в его тайную обитель можно только в экстренных обстоятельствах.
Руки у танцующих человечков не связаны и они могут, если захотят, отсоединить цепь и освободиться.
Лабиринт царя Миноса, разрушаемый землетрясением, и разгневанный бог Посейдон, восставший из морских глубин, чтобы свергнуть царство Миноса.
Бог потрясает трезубцем, направленным на здание.
В башню ударяет молния и оно рушится.
Сгущаются зловещие черные тучи, бурлящее море озаряется красными отблесками грозы.
Трезубец - символ власти Посейдона, по форме близок к лунному серпу, а это означает, что в сферу владений этого бога входит царство инстинктов и ночи.
Явление бога из морской пучины - это поднятие из глубин подсознания мощной инстинктивной силы, сознательные попытки подавить которую тщетны.
Пандора, согласно мифу, открывшая ящик, посланный Зевсом человечеству и выпустившая из него все Напасти.
Ларец, отправленный Зевсом на землю вместе с Пандорой, сродни яблоку из райских садов: это нечто запретное, перед чем невозможно устоять.
В нем заключены знания о том, что на самом деле представляет собой человеческая жизнь, а это означает смерть наших наивных детских фантазий.
Однако, в нем также содержится драгоценный атрибут человеческого духа.
Богиня подземного мира Геката, повелительница луны, магии и колдовства.
В мифах ее иногда отождествляют с Артемидой, богиней луны, хотя Геката гораздо более древнее божество, и могущество ее распространяется как на небеса, так и на подземный мир.
Рядом с ней трехголовая собака. Темное небо освещено лишь сиянием диадемы.
Трехликая Геката, как и три Мойры, отражает неизбежную смену ликов жизни.
Цвет платья и волос Гекаты - серебристо-белый - связан с луной; считалось, что он содержит в себе все остальные цвета.
Краб символизирует мир снов, рождаемый из глубин подсознания и вторгающийся в дневной мир в виде мощных образов и чувств, которые нельзя игнорировать.
Лучезарный бог солнца Аполлон, самый благородный из жителей Олимпа, обладающий даром пророчества покровитель знаний и музыки.
Так далеко летели стрелы Аполлона и так точно поражали цель, что Аполлона наградили прозвищем Дальнозоркий; он - образ той части нашего существа, которая может видеть причину и смысл событий задолго до того, как они происходят.
Если человек пел о своих печалях и страхах, и песня доходила ушей Аполлона, бог солнца одним своим прикосновением растворял все горести.
Музыка, как проявление бога солнца, преобразует тьму в свет и наполняет жизнь смыслом.
Лавровыми венками украшали головы победителей атлетических и артистических состязаний.
Мы вновь встречаем бога Гермеса-Психопомпа, Проводника Душ.
В карте Маг Гермес предстает лукавым, покровителем заблудших путешественников и магом, указующим путь через интуитивные озарения.
Теперь он является нам могущественным божеством подземного мира, посланцем Аида, который прикасается к глазам умирающих золотым жезлом, мягко, но настойчиво приглашая следовать за ним. Гермес не только провожает души умерших в царство Аида, но, так же, может и даровать жизнь. В мифе, когда Тантал, царь Лидии, разрезал собственного сына на кусочки и подал его как угощение богам, Гермес собрал его части воедино и вернул юноше жизнь.
У ног Гермеса несколько разных саркофагов; восстающие из них мертвецы высвобождаются из своих погребальных нарядов и протягивают к нему руки.
Черная и белая колонны вновь напоминают о двойственной природе подсознательного, содержащего в себе как разрушительное, так и созидательное начало.
Мумии символизируют опыт прошлого, который хранится в неизменном виде в тайниках подсознания до тех пор, пока смысл его полностью не прояснится.
Две змеи, обвивающие жезл Гермеса, теперь могут быть истолкованы как символы подземного мира инстинктов, будучи невидимым проводником человека в путешествии по жизни, Гермес отводит подземному царству особую роль в своих великих замыслах.
Золотой змей, пожирающий собственный хвост, свернулся в форме яйца, и внутри образованной им окружности танцует фигура Гермафродита, увенчанная лавровым венком: это наполовину мужчина, наполовину женщина, с крыльями за спиной; в обеих руках человек держит по золотому жезлу.
Фоном картины служат облака.
Вокруг свернувшегося кольцом змея расположено четыре предмета: чаша, меч, горящий жезл и золотой пентакль.
По верованиями древних греков Мировой змей Уроборос содержит в себе качества обоих полов, сам себя оплодотворяет, сам себя насыщает, является бессмертным и целостным существом.
Таким образом, он представляет собой мифический символ одновременно и Бога, и природы. Символы четырех стихий - воды, огня, воздуха и земли - отражают заложенные в новой личности возможности, которые требуют своего развития.
Золотые жезлы в руках у фигуры связаны с магическим кадуцеем Гермеса и отражают способность новорожденной личности активно творить в эмоциональной, разумной, духовной и материальной сферах.
Подписывайтесь на нас в соцсетях, там вы сможете узнать еще больше о магии и эзотерике!
Телеграм - t.me/arcaniusgoldenpath
Вконтакте - vk.com/arcanius