Октановое число – это один из ключевых показателей качества бензина, определяющий его способность к торможению детонации в двигателе внутреннего сгорания. Высокооктановые компоненты бензина, такие как 2,3-диметилбутан и 2,2-диметилбутан, способствуют повышению октанового числа и улучшению характеристик топлива.
Для получения высокооктановых компонентов бензина используются различные технологии, включая изомеризацию и риформинг.
Изомеризация позволяет превратить низкокачественные фракции нефти в более ценные изомеры. Продуктом процесса является изомеризат с октановым числом 86-92 пунктов, в зависимости от используемой технологии.
К сведению, исходной фракцией является легкий бензин с пределами выкипания 30-100 С, основным компонентом которого является н-гексан с октановым числом 26 пунктов по моторному методу, в сравнении с его изомерами 2,3-диметилбутан и 2,2-диметилбутан имеют 94 и 92 пункта соответсвенно.
Риформинг, в свою очередь, осуществляется с целью увеличения октанового числа бензина за счет преобразования низкокачественных компонентов тяжелой части бензина, имеющего пределы выкипания 120-180С, в высокооктановые продукты - риформат с октановым числом 100-102 пункта.
При оценке октанового числа бензина применяются два метода - моторный и исследовательский. Моторный метод определяет способность топлива к сопротивлению детонации в двигателе на установке УИТ-85, а исследовательский метод - в лабораторных условиях. Также, зная 100% компонентный состав бензина и их октановые числа возможно определить ОЧ используя расчетный метод, учитывающий долю каждого компонента в бензине . Результаты этих тестов позволяют инженерам НПЗ оценить качество производимого топлива и оптимизировать процессы на нефтеперерабатывающем заводе.
Центральным звеном в процессе улучшения октанового числа являются катализаторы, которые активно применяются в нефтеперерабатывающей промышленности. Катализаторы играют ключевую роль в процессах изомеризации и риформинга, повышая эффективность производства и обеспечивая высокую детонационную стойкость бензина.
Таким образом, понимание процессов формирования октанового числа бензина и их оптимизация на нефтеперерабатывающих заводах является важным аспектом работы инженера НПЗ, направленным на производство высококачественного топлива с оптимальными техническими характеристиками.