Как посмотреть фильм «1+1» про себя?
Некоторые люди смотрят фильм с точки зрения сюжета. Сюжет - некоторый разворачивающегося в хронологической последовательности событийный ряд, описываемый в конвенциональных, всем понятных терминах.
Как мы говорим о жизни, когда нас просят рассказать биографию?
Я родился 1970 году.
Надо добавлять от рождества Христова. Но поскольку я ни черта не понимаю, то просто в 1970 году.
Жил в Люберцах.
Я же не говорю, что это название такое. Кот не знает, что он живет в Люберцах. Я просто жил на какой-то деревянной поверхности.
Потом я говорю: «Я пошел в школу!»
Да нет, ты не в школу пошел, ты пошел в здание, на котором было написано «Школа». Там тебя насиловал физрук, там тебя приучали вставать по звонку. Ты вышел и сказал: «Закончил школу!». Пошел в институт. Там три дебила преподавали тебе то, в чем они ничего не понимали. Ты говоришь: «Закончил институт. Пошел работать». На работе, что ты делаешь? Вы должны сказать: «На работе я общаюсь, хожу, пью воду, сижу, размахиваю руками», так? Потом мне жена сказала, что у нас будет ребенок. Потом я попал в больницу, которая была не больница. Потом помер. Все?
Я развернул в хронологической последовательности в терминах сюжет вашей жизни или моей.
Можно так посмотреть фильм, прочитать книгу, на свою собственную жизнь взглянуть, а можно попробовать извлечь смысл.
Каков же сюжет фильма?
Богатый аристократ нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, – молодого жителя предместья Дрисса, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений.
Это сюжет. Он конвенционален, то есть понятен всем.
Генеральный принцип
Чтобы понять о чем фильм, нужно посмотреть его о себе. Мы предпочитаем фильмы смотреть о неграх, ворошиловских стрелках, о машинах Терминатор шестого поколения, ковбоях.
Но если мы хотим что-то понять, то мы должны каждую фразу этого фильма перенести на себя. Если в фильме изображен опыт, который схож с вашим жизненным опытом, вас обычно фильм волнует. Вы говорите: «Мне понравилось» и часто смотрите его еще раз.
Режиссер создает язык
Помните в начале фильма садовник говорит: «Редиска уже поспела, а свеколка еще не готова». Давайте немного оторвемся от предметных картинок, к тому же, что дальше режиссёр дешифрует этот символический ряд. И чтоб до нас хоть как-нибудь дошло, эта сцена повторяется через сорок минут и Дрис спрашивает: «А он тебе огурчик свой показывал?» Она же не хочет себе признаться, что у них роман. И она не хочет себе признаться, что это про их отношениях.
Те предметные картинки, те слова, которые используются в фильме, они всегда значат что-то еще, если режиссер нормальный.
Режиссеру нужно решить невероятную задачу: успеть не только создать свой собственный язык на один фильм, так еще нам его разъяснить, чтоб мы чего-нибудь поняли.
Итак, свеколка, не свеколка, инвалид – не инвалид, негр – не негр.
Чем инвалид похож на негра?
Ну кажется, что негр большой, черный и сильный, а инвалид – недвижимый белый и слабый.
Давайте их уровняем. Они оба в чем-то ограничены.
Негр – это инвалид, а инвалид – это негр. Почему?
Вы как к неграм относитесь? Вот он идет по двору. Его зовут таджик. Где он живет? Лучше этого не знать. В каждом дворе в Москве есть такой негр.
Он социальный инвалид, финансовый инвалид, интеллектуальный инвалид.
Те, кто ходят к психологу – не могут без психолога, а без любимого человека так вообще, мы все инвалиды. У нас кота забери, так у нас истерика будет.
Давайте определим, что такое инвалид. Режиссер нам это разъясняет: «Это тот, кто живет за чужой счет».
А вы живете на чужой счет, то есть вы психологически, нравственно, социально, интеллектуально самостоятельны, самодостаточны?
Сейчас выясниться, что кругом сплошные инвалиды.
Кот ушел, я пять дней не мог в себя прийти. Не могу без кота.
Итак у нас два абсолютно одинаковых героя. Никакого конфликта социального тут нет, потому что это один и тот же человек. Конфликт совершенно другой.
Продолжение следует. Подпишись, чтобы не пропустить вторую часть.