13 марта 1888 года родился Антон Семёнович Макаренко, основатель педагогической системы, которая была по достоинству оценена лишь после его смерти.
«Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он суровый во внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, будто делает моментальный фотографический снимок с его характера». Максим Горький.
Его опыт по перевоспитанию беспризорников не удалось повторить никому в мире. Талантливый организатор, он смог сделать счастливыми и подарить надежду на светлое будущее сотням детей.
«Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива». Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».
Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция — защитить других.
По системе Макаренко труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают.
Антон Семенович был убеждён, что личность формируют не воспитатели, а круг общения. Воспитатель может влиять на коллектив, а коллектив, в свою очередь, будет влиять на каждого своего участника.
Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной: каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. И конечно, она должна быть обязательной для всех — и для воспитанников, и для воспитателей. Бессмысленно требовать от других того, что не делаешь сам.
Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Антону Семеновичу предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду.
В последние два года своей жизни Макаренко активно работал над сценариями будущих фильмов, выступал на радио, встречался с читателями, публиковался, участвовал в научных дискуссиях. Уже известный к тому времени автор «Педагогической поэмы» пишет «Книгу для родителей» (1937) и «Флаги на башнях» (1938), автобиографическую повесть «Честь» (1937–1938), рассказы и очерки, публицистические статьи. За период с 1937 по 1939 гг. Макаренко опубликовал около 60 своих научных работ.
Евгений Балабанович, автор официальной биографии Макаренко, опубликованной в 1951 году, писал: «1 апреля 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только: “Я писатель Макаренко”, — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы». Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов XX века. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. В Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
«Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
«Наказание — очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности».
«Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны».
«Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
«Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина — это результат воспитания».
«Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
«Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним».