Даааа, какую только фразу услышать я был готов, кроме такой) "Надоели уже ходить здесь, гнать вас всех". Итак экскурсия по парадным Санкт-Петербурга.
Что необходимо посетить в Петербурге обязательно? Что необходимо спросить в Петербурге у знакомого? Ответы просты, посетить красивые места и достопримечательности, сходить в Петропавловскую крепость, Зимний Дворец. А спросить? правильно, почему это у вас парадные, а не подъезды и почему это у вас поребрик, а не бордюр.
Наверное, главная неформальная достопримечательность Петербурга — это парадные. Ответ на вопрос про парадные мы пошли искать на экскурсию по парадным Санкт-Петербурга с заходом в мастерскую художника. В XIX и начале XX большое внимание уделяли оформлению входа в особняки и доходные дома. Продумывались детали, двери, поручни, создавались красочные витражи и изысканная лепнина.
Наша небольшая группа экскурсантов встретилась с гидом и направилась по окрестностям до первых парадных. По дороге гид рассказал нам про историю Петербурга, остановился на архитектуре Петербурга, особенностях его постройки.
Затем мы узнали, что в Петербурге не все парадные это подъезды, и не все подъезды это парадные). Гид рассказал, что тот вход, где гостей встречали хозяева, а потом провожали в дом, вот то пространство от порога до первой лестницы или комнаты называли парадными. Подъезды же это лиюл подъезд к парадным дверям, в том смысле, что это сама дорога. Парадные часто располагались внутри двора, гости сначала проезжали через арки, которые тоже было принято украшать, а только потом попадали к парадному входу.
На экскурсии мы зашли в несколько парадных, каждая из которых имела свое особенное оформление.
Яркий представитель стиля модерн, своим массивным полукруглым фасадом открывающий Зверинскую улицу, был построен в 1910 году по заказу крупных домовладельцев Чубаковых. В этом доме в 1922 — 1944 гг. жил поэт, писатель, военный корреспондент Н.С. Тихонов.
Плитке уже более 100 лет, а состояние у нее отличное. Если ее хорошенько отмыть, то от новой будет не отличить.
Я точно помню, что гид говорил нам, что отлить такую сложную фигуру из металла очень непросто, но я не помню почему, а врать не буду.
Про витражи тоже гид рассказал много всего интересного, что например каждое стеклышко разрисовывалось так, чтобы потом его можно было собрать в одну композицию. Витражи в течении времени растаскивали местные жители и приезжие на сувениры, поэтому с каждым годом их становится все меньше и за ними следят.
Дом Колобовых был построен в 1915 году на деньги выходцев из крестьян, крупнейших лесопромышленников Петербурга, братьев Колобовых. Громадное здание, обнимающее своими фасадами целый квартал, размещало не только квартиры, но и библиотеку, училище и даже церковь.
С такого ракурса, кажется, что дом оочень маленький и будто занимает немного места, но первое впечатление обманчивое) Очень уютно сделали небольшое место для отдыха под деревьями.
Доходный дом братьев Корневых, занимавшихся торговлей пивом, мясом и зеленью, был построен в 1905 году одним из самых плодовитых зодчих Петербурга — Павлом Мульхановым, который умудрился построить в Петербурге более 80 зданий, 47 из которых находятся на Петроградской стороне. В отделке фасада и парадных зодчий обратился к традициям парижского модерна, украсив здание растительным декором, женскими масками и даже барельефами кривляющихся обезьян.
Готический особнячок, покрытый глазурованной плиткой, можно легко принять за современную постройку. Но это не так. В далёком 1899 году фабриканты братья Тис заказали этот кусочек Северной Германии у своего земляка, архитектора Карла Шмидта. Двухэтажный особняк знаменит не только великолепным убранством своих парадных и красивым стилизованным под средневековые дома фасадом, но и тем, что строился по проекту двоюродного брата знаменитого Карла Фаберже. В доме можно полюбоваться подлинными мозаичными полами и коваными лестничными перилами в отреставрированных парадных.
Двор — Мальтийская звезда
Пожалуй, самой мистифицированной точкой нашей экскурсии можно назвать необычный двор — восьмиугольник доходного дома Николая Занина 1916 года постройки. Любители альтернативной истории приписывают этому месту связь с Михайловским замком и Мальтийским орденом, магистром которого являлся сам император Павел I.
Не буду врать, откуда нижняя фотография, у меня почти полная уверенность, что именно из этого дома.
Гуляя по центру Петербурга, на крышах зданий можно заметить маленькие домики Карлсона - мансарды. До революции мансардный этаж позволял домовладельцам расширить сдаваемую площадь, не нарушая, при этом, высотных регламентов. Мансарда числилась как чердак, нежилое помещение, однако ушлые дельцы сдавали эти пространства бедным горожанам за небольшие деньги. Порой сдавалась не только квартиры, но и комнаты, углы, койки. Бывало и так, что сдавали половину и даже треть койки, в таких случаях обычно люди спали по очереди. Все это дополнялось "райским" Петербургским климатом, дождями и ветрами, что делало жизнь в мансардах не самой радужной.
После революции мансарды расселили, а в 1932 году власти решили выдавать их членам союза советских художников в качестве мастерских. И вот уже на протяжении 90 лет художники занимают эти пространства, создавая произведения искусства под крышами старинных домов.
В одну из таких мансарда попали и мы. Там нас встретил художник мастерской которого и являлась мансарда. Художник очень интересно умеет рассказать на первый взгляд специфические и трудные для понимания вещи и понятия. Мы сидели всей группой и не могли оторваться от его рассказа как в 18-19 веках рисовали картины, делали краски. Провел мастер класс по скоростному рисованию картины. Мы все получили сильный заряд положительных эмоций, узнали много нового. Я сам человек далекий от искусства, в том смысле, что рисую я плохо и никогда не думал, что мне будет интересно, как делали краски слушал с воодушевлением.
Вот такая получилась экскурсия. Мы посетили парадные Санкт-Петербурга, в одной из них нас и пытались выгнать). Было очень интересно, усталость начала сказываться только под конец экскурсии, но тогда мы пришли в мастерскую, где смогла отдохнуть. Экскурсия хорошо спланирована, есть время для фотографий и район не сильно заполнен туристическими группами, поэтому и толп людей снующий туда сюда нет.