Наш герой на этой неделе - Сергей Степанов, живущий в Монреале кино- и музыкальный обозреватель, с 2000 года пишущий для медиа на русском (Афиша, Rolling Stone, OpenSpace, Wonderzine, Zvuki.Ru). Автор телеграм-канала "вольности перевода", редактор PLAY - последнего русскоязычного журнала о музыке, обладатель тысячи пластинок (и одного автографа Эннио Морриконе). С января 2021 года "вольности перевода" заняты долгоиграющим спецпроектом: каждый второй четверг посвящается лучшим пластинкам и лучшим песням какого-нибудь года из истории популярной музыки. Годы должны закончиться будущей весной, к 25-летию сайта Nepopsa.Ru, ставшего дебютом Сергея в музыкальной журналистике.
А наша рубрика тем временем перемахнула через океан и добралась до Канады)))
1. The Swell Season - Strict Joy
Еще больше, чем слушать пластинки, я люблю ходить на концерты. Полтора ковидных года без концертов показались мне парой вечностей без кислорода, и каждое шоу с тех пор я ценю еще дороже, чем раньше. Недавно появился ценный повод переслушать вот эту пластинку - второй совместный альбом Глена Хансарда и Маркеты Иргловой, когда-то сыгравших более или менее самих себя в великом фильме "Однажды" (и получивших "Оскар" за написанную для него песню). Формально это инди-фолк, но местами - вполне себе голубоглазый соул: не зря же, исполняя здешнюю "Low Rising" в Бостоне, The Swell Season с легкостью соскочили с нее на кавер Вэна Моррисона. На том же бостонском концерте выяснилось, что недавно Глен с Маркетой сочинили 18 новых песен, так что их третий альбом, видимо, не за горами.
2. Kate Bush - Aerial
Сходив прошлой осенью на свой 1000-й концерт, я целый год обещаю подписчикам "вольностей перевода" выбрать лучшие из них. Когда я все же соберусь это сделать, в топе явно не обойдется без лондонского шоу Кейт Буш 9-летней давности. Записи первых за 35 лет и, вероятно, последних концертов Кейт издавались на виниле, но слушать бокс-сет Before the Dawn я побаиваюсь - до того трансцендентным был тот опыт. Другое дело - эта пластинка, в свое время на бис доказавшая, что Буш - важнейшая артистка нескольких поколений, и ставшая одним из двух фокусов лондонских концертов. Первый, понятно, "Hounds of Love", но если он в основном завораживал, то "A Sky of Honey" - описывающая один день на природе концептуальная половина "Aerial" - погрузила тогда в совершеннейшую эйфорию.
3. Kikagaku Moyo - House in the Tall Grass
Одно из моих главных открытий последних лет - японская группа, в середине 2010-х перебазировавшаяся в Амстердам и основавшая там отличный бутик-лейбл Guruguru Brain, а во время пандемии вернувшаяся на родину и довольно внезапно, на абсолютном пике формы, объявившая о своем распаде. Guruguru Brain, к счастью, продолжает выпускать разномастную неопсиходелию, ну а лучшей пластинкой Kikagaku Moyo, по-видимому, обречена остаться эта - еще не виртуозно, но уже вдохновенно жонглирующая ритмами, риффами и жанрами в диапазоне от олдскульного психоделического рока до бойкого азиатского фьюжна, которым впоследствии прославились Khruangbin.
4. R.E.M. - Monster
Если бы моей любимой группой не были Radiohead, ею были бы R.E.M. - этот тейк, не вызвавший бы особых возражений и у Тома Йорка, проще всего проиллюстрировать тем, что любимая песня R.E.M. у меня найдется на каждый день месяца (или трех). Одной из них всегда была "Strange Currencies", переживающая вторую молодость благодаря интенсивному использованию в новом сезоне сериала "Медведь" и вошедшая в составленный участниками группы спотифаевский плейлист 40 лучших песен R.E.M., по 10 на музыканта. И это лишь один из многих хайлайтов "Monster" - недооцененной и недопонятой пластинки, на которой R.E.M. поминают друзей (Ривера Финикса и Курта Кобейна) и звучат грязнее и злее, чем когда-либо.
5. Various Artists - Lost in Translation OST
Эту пластинку я ценю по многим причинам: и потому что когда-то я, вопреки всем ожиданиям, урвал ее в Record Store Day в любимом магазине, и потому что у нее лучшая обложка в истории звукозаписи, и потому что одноименному шедевру Софии Копполы отчасти обязан названием мой телеграм-канал. А еще это мой любимый саундтрек этого века, поучаствовавший в зажжении звезды Скарлетт Йоханссон и драматизации карьеры Билла Мюррея, подружив французскую электронику с японским фолком и воскресив моду на незаслуженно забытый шугейз. Через несколько лет после выхода фильма главные герои пластинки - My Bloody Valentine и The Jesus and Mary Chain - триумфально воссоединились, а последние и вовсе завели фестивальную моду петь "Just Like Honey" с голливудскими актрисами, включая Скарлетт.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/dusty_beats. Там больше всего интересного.