«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» (А. С. Макаренко).
Сегодня исполняется 136 лет со дня рождения выдающегося советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.).
Благодаря своим успешным педагогическим разработкам он вошел в историю как один из лучших специалистов в этой области. Биография А.С. Макаренко служит прямым доказательством того, как любовь к своей работе может не только привести к успеху, но и изменить судьбы многих людей.
В начале 1920-х годов Антон Семёнович Макаренко сформулировал теорию педагогической философии, основой которой были: обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление. Макаренко вошёл в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем стали законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.
Педагогический опыт и взгляды А.С. Макаренко отражены в произведениях художественной литературы («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретическом произведении «Книга для родителей» и др.; в публицистических статьях проживается процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.
В своих художественных произведениях Антон Семёнович Макаренко как педагог-новатор и художник наметил систему воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного.
Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах.