Найти в Дзене
ИРПЦ

Солнце Правды

Реферат по курсу «Наследие античности в раннее средневековье: от Великого переселения народов до Оттоновского возрождения», МГУ, март 2024 г. Рождество Христово, величайший христианский праздник, знаменующий вочеловечение и приход в мир Бога-Слова, по дате празднования совпал с римским DIES SOLIS INVICTI (День Непобедимого Солнца), старинным народным праздником, отмечаемым значительной частью населения империи. Это совпадение не является случайным. Для прояснения этого вопроса следует обратиться к истории установления и содержанию обоих праздников. Что касается празднования Рождества Христова, то оно началось далеко не сразу. Самые ранние известия о нем относятся ко второй половине II века, времени, отстоящем от празднуемого события более чем на полтора столетия. В факте позднего установления важнейшего христианского праздника отразилось различное отношение к рождению и смерти христиан и людей, принадлежащих старой античной традиции. Для язычников дни рождения были днями радости, и б
Оглавление

Реферат по курсу «Наследие античности в раннее средневековье: от Великого переселения народов до Оттоновского возрождения», МГУ, март 2024 г.

Рождество Христово, величайший христианский праздник, знаменующий вочеловечение и приход в мир Бога-Слова, по дате празднования совпал с римским DIES SOLIS INVICTI (День Непобедимого Солнца), старинным народным праздником, отмечаемым значительной частью населения империи.

Это совпадение не является случайным. Для прояснения этого вопроса следует обратиться к истории установления и содержанию обоих праздников.

Что касается празднования Рождества Христова, то оно началось далеко не сразу. Самые ранние известия о нем относятся ко второй половине II века, времени, отстоящем от празднуемого события более чем на полтора столетия.

В факте позднего установления важнейшего христианского праздника отразилось различное отношение к рождению и смерти христиан и людей, принадлежащих старой античной традиции. Для язычников дни рождения были днями радости, и было широко распространено праздновать дни рождения богов, знаменитых людей, а также и свои собственные. Дни смерти, напротив, были для язычников днями печали, скорби, траура, поскольку смерть вела во что-то неизвестное и страшное. О смерти римляне говорили так: «quo vadem nescio», т.е., «не знаю, куда иду».

Христиане же воспринимали и рождение, и смерть совершенно иначе.

В до-константинову эпоху христиане подвергались гонениям, по временам очень жестоким и массовым. Таковыми были гонения во времена имп. Трояна в начале II века (99–117 гг.), и особенно – во времена имп. Диоклетиана 303-304 гг.[1] В этих условиях жизнь любого христианина была наполнена ожиданием смерти, причем насильственной и жестокой, предваряемой страшными мучениями. Христиане были готовы к встрече со смертью, которая для них означала начало новой блаженной жизни со Христом. Римские мартирологи и христианские жития изобилуют повествованиями о том, как христиане с радостью шли навстречу своим мучениям – состояние, немыслимое для язычника.

Рождению же христиане не придавали большого значения. Упоминаний о днях рождения в Священном Писании практически не встречается, а те редкие примеры, когда такие упоминания (да и то косвенные) присутствуют, скорее подтверждают общее правило: в них идет речь о рождении знатных язычников, таких как Антиох Епифан и Ирод Великий.

Ранее христианское сознание активно отмежевывалось от языческих традиций. Христиан в первую очередь волновал факт смерти на кресте и последовавшего за ней воскресения Иисуса Христа, Новая Пасха. В этом состояла Благая Весть - Евангелие, которую во все концы вселенной разносили Апостолы. Вот почему в первые века христианской эры широкое распространение получило празднование Пасхи, а не Рождества Христова.

Следует также отметить, что христианское богословие формировалось постепенно. Во втором веке христианство пережило ожесточенные гностические споры. Гностиками называют многочисленных проповедников, чье учение являлось замысловатым смешением различных верований. Главным камнем преткновения было невозможность в обыденном человеческом сознании соединить несовместимые вещи – и то, что Бог – Творец мира, а потому Он трансцендентен миру, и одновременно то, что Он воплотился в этом мире. Неудивительно, что среди гностиков были те, кто учил о призрачности человеческой природы Христа. Против гностиков выступали авторитетные христианские учителя – Отцы Церкви. Они высказывались по отдельным вопросам вероучения. В вопросе природы Христа оно твердо утверждали, что Его человечество было истинным. Позже, начиная с Константиновой эпохи, появилась и закрепилась практика соборного обсуждения важнейших аспектов христианского вероучения и выработка доктрины, обязательной для всей Церкви. Первым явлением такого рода было собрание трехсот восемнадцати церковных иерархов в Никее в 325 году, обсуждавших вопрос, имеющий прямое отношение к Рождеству Христову – кто появился на свет в этот день; и определивших, что Иисус Христос -- ὁμοούσιος (единосущен) Богу-Отцу. Это определение было закреплено в принятом тогда же символе христианской веры, в котором содержалось и такое положение: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» (в переводе на славянский язык). Таким образом факт рождения Иисуса Христа приобретал в сознании христиан важнейший вероучительный смысл – это был факт воплощения и вочеловечения предвечного Бога-Слова. Это способствовало установлению особого дня празднования Рождества.

С прекращением гонений настроения христиан переменились. Прекратилось ожидание всечасной смерти. Церковь хотела научить христиан ценить земную жизнь и чтить ее начало и конец во Христе. Поэтому и возникла необходимость установления праздника, посвященного пришествию во плоти Сына Божия.

К этому времени языческий культ Непобедимого Солнца в Римской Империи достиг апогея. Это произошло в правление императора Аврелиана (270–275), который сделал его важнейшим государственным праздником и постановил отмечать 25 декабря. В культе Непобедимому Солнцу в сознании римлян соединялись все многочисленные религии, пришедшие в Рим от разных народов и земель.

Праздник имел и важное политическое значение. В этом культе отразилась традиция обожествления персоны Императора, который в народом сознании должен был стать отражением Небесной монархии. Как одно Солнце непобедимо господствует на Небе, так на Земле непобедимо господствует один Император великого Рима. В знак этого Аврелиан стал носить корону с солнечными лучами, таким он изображался на своих монетах. Причем на реверсе монет чеканилось изображение Солнца (Соля), также в лучистом венце[2]. Примерно тогда же в Риме появилась практика выбивать на медалях надпись «Sol dominus imperii romani» — «Солнце — властитель Римской империи». Еще в качестве примера можно привести римскую статуэтку 300 г. из Лувра, изображающую фигуру в императорском облачении и лучистом венце.

К началу V века традиция празднования Рождества Христова уже отчетливо фиксируется. И время празднования попадает на 25 декабря, день, когда языческий Рим праздновал День Непобедимого Солнца. В этом совпадении проявилась практика Церкви заменять прежнее, языческое содержание старых праздников новым, христианским. Как солнце после зимнего солнцестояния начинает свой победный путь, неся миру свет, тепло и радость весеннего обновления жизни, так и Иисус Христос, названный "Солнцем правды", своим рождением несет в мир свет и радость будущей Вечной жизни. Об этом прямо говорят слова главного песнопения Рождества Христова:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума;
в нем бо звездам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты востока
.»[3].

Совпадение Рождества и Дня Солнца не смущало Церковь. Наоборот, она видела в этом победу над язычеством.

Амвросий Медиоланский (т.е. епископ города Милана, ум. 397 г.) в Слове на день Рождества Христова говорит: «Хорошо, в некотором отношении, простой народ называет сей святой день Рождества Христова Новым Солнцем, и подтверждает это с такою силою, что даже иудеи и язычники соглашаются с ним в этом названии. Мы охотно должны признать такое название, потому что с рождением Спасителя обновляется не только спасение рода человеческого, но и блеск самого солнца».

Другой великий отец Церкви из латинской Африки, признанный авторитет на Западе Римской Империи, -- Блаженный Августин (ум. 340 г.) призывал праздновать Рождество Христово в день Солнца «не как неверные ради этого солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». Также обличая раскольников-донатистов Августин в отношении праздника Рождества говорит, что донатисты не жлают праздновать его со всей Церковью: «Упорно еретики-донатисты никогда не желали праздновать с нами тот день: ведь они не любят единство и не состоят в общении с восточной Церковью, в которой явилась та Вифлеемская звезда».

Примечания

[2] Гонения, начатые Диоклетианом, продолжались фактически до Миланского эдикта 313 г.

[3] В связи с этом следует упомянуть более древний культ греческого бога солнца -- Гелиоса, который тоже «носил» лучистый венец. Именно таким его изобразил греческий скульптор Харес в 36-ти метровой статуе на о. Родос. И хотя статуя через 50 лет была разрушена землетрясением, о ее виде свидетельствуют рельефные изображения, найденные на Родосе.

[3] Тропарь Рождества Христова

Иллюстрации

Монета имп. Аврелиана. На аверсе -- Аврелиан в лучистом (солнечном) венце и доспехах, на реверсе  – Соль в лучистом венце, держащий глобус, у ног — два связанных пленника.
Монета имп. Аврелиана. На аверсе -- Аврелиан в лучистом (солнечном) венце и доспехах, на реверсе – Соль в лучистом венце, держащий глобус, у ног — два связанных пленника.

Бронзовая фигура, изображающая человека в императорском облачении и "солнечном" венце. ок. 300 года. Лувр,
Бронзовая фигура, изображающая человека в императорском облачении и "солнечном" венце. ок. 300 года. Лувр,

Статуя Гелиоса на о. Родос
Статуя Гелиоса на о. Родос