В медиапространстве все чаще набирают популярность видео о ментальном здоровье. В этом контексте можно упомянуть YouTube-шоу о ментальных расстройствах «Справиться проще», созданное Кариной Истоминой и Наташей Каданцевой. У Карины Истоминой диагностировано пограничное расстройство личности, о чем она не раз упоминала в своих видео. Также она ведет собственный телеграм-канал «диалектический отказ», в котором поднимает такие темы, как наркозависимость (диагноз, нередко ассоциированный с ПРЛ).
Такие центры, как «Mental Health Centre», «Эмпатия» и “Психологический центр Григория Мисютина” выкладывают видео на платформе Youtube о психофарме и ментальных расстройствах. Все чаще в медиа поднимается тема ментального здоровья, и на разных площадках, и это все ведет к возрастанию потенциала дестигматизации соответствующей идентичности.
Что такое инклюзивная репрезентация?
Инклюзия — это такая логика создания жизненных пространств, в которых каждый человек может действовать на равных вне зависимости от собственных особенностей: физических, ментальных, религиозных, финансовых и т.д.
Часто инклюзию связывают исключительно с ассимиляцией людей с диагнозами и двигательной инвалидностью, что ошибочно. Принцип инклюзии не предполагает патерналистской помощи, но строится на взаимодействии с людьми с разным опытом, позволяющем создавать решения для социальных пространств вместе, и работает в контексте коммуникации с людьми с разными идентичностями, а не только с носителями разных вариантов disability.
Инклюзия — один из принципов DEIB (разнообразие, равноправие, инклюзия и чувство принадлежности), предполагающий именно коллаборативное, с учетом интересов «других», переустройство социального пространства, которое становится комфортным для жизни по возможности максимума людей с разными идентичностями. Таким образом, инклюзия по своим интенциям строго противоположна логике стигматизации и патологизации как основ процедур исключения. Напротив, ее установка — это следование логике «ничего для нас без нас», предполагающей совместную (путем сложения усилий представителей доминирующей группы и «других») разработку решений для жизни.
Работа над инклюзивной репрезентацией в таком случае предполагает создание — в конкретных культурных индустриях, например, в медиасфере — доступных широкой аудитории образов, которые ассоциируются с недопредставленной группой. По сути первым шагом по наращиванию инклюзивной медиарепрезентации становится внимание к отсутствию у определенных комьюнити голоса в публичном пространстве. Конструирование образов, репрезентирующих эти группы, позволяет ранее исключенным людям обнаруживать в, скажем, медиа персонажей, чей нарратив выстроен вокруг опыта исключения, и обретать чувство принадлежности общему культурному пространству.