Андерс Леонард Цорн (18 февраля 1860 – 22 августа 1920) - шведский живописец, гравер и скульптор, добившийся международного успеха.
В 1880 году Андерс Цорн показал акварель под названием "В трауре" в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, где он учился в течение пяти лет после того, как подростком покинул ферму бабушки и дедушки в Даларне.
"В трауре" - изящная головка девушки в черном крепе и модной черной шляпке, ее опущенный взгляд и тонкий носик видны сквозь вуаль, настолько тонкую и прозрачную, что кажется ее почти нет.
В 1881 году Цорну была присуждена стипендия для обучения за границей во Франции и Италии, и он оставался там в течение следующих четырех лет. За это время он разработал свой индивидуальный стиль, сочетающий элементы импрессионизма, реализма и символизма. Он также начал экспериментировать с офортом и акватинтой.
У Цорна был острый глаз на вещи, которые были почти незаметны. На его портрете шведского журналиста Йохана Кристиана изображены тонкие голубые струйки дыма, вьющиеся от зажженной сигареты, росчерки кисти, танцующие по поверхности картины. Эфирные эффекты, подобные этим, были частью уверенной, рискованной техники, которая стала его визитной карточкой, способом раскрыть свой процесс, нанеся относительно немного, четко различимых мазков кистью, которые нельзя было отменить, не начав все сначала.
Картины художника показывают нам развитие его уверенности на протяжении блестящей международной карьеры: от жирных горизонтальных полос краски на картине "Старая Энн" (1887), раннем изображении маслом крестьянки, склонившейся над своей работой, до стремительности и живости его великосветских портретов.
В своих изображениях крестьянской жизни Цорн переходил от традиционной жанровой живописи – например, от "Рынка в Мора" (1892), где раздраженная женщина, чей муж упал пьяным, ждет пока он придет в сознание, в то время как вся деревня проходит мимо них в праздничный базарный день, – к более натуралистичным, авангардным работам.
В "Цыганской кузнице" (1885), написанной в Румынии, крестьянская семья в открытом дверном проеме ярко освещена и находится в резком фокусе, а не романтически размыта.
Картина "Первый раз" (1888), получившая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, сочетает повествование (мать ведет своего встревоженного маленького сына в море в Даларе) с мерцающей, обволакивающей игрой света на волнах, которая сближает композицию с живописным миром импрессионизма. Но не слишком близко: интерес Цорна, как он объяснил в своих автобиографических заметках, заключался в возможности "решить" проблему представления отражения на воде.
В 1888 год Цорн переехал в Париж, так как его портрет детей французского банкира и коллекционера произведений искусства Эрнеста Мэя принес ему множество заказов и знакомств в столице. Цорн был очарован городской современностью и высшим обществом не меньше, чем более медленным темпом сельской жизни.
Он написал бывшего министра искусств Антонина Пруста, любовницу Пруста - танцовщицу Розету Маури и знаменитого актера Коклена Кадета.
В конце 1890-х годов он написал портреты короля Швеции и президента Соединенных Штатов.
Что касается цвета, Цорн известен тем, что использовал ограниченную палитру цветов. Его “Палитру Цорна” преподают во многих ведущих художественных школах, чтобы помочь студентам познакомиться с теорией цвета и смешиванием красок. Однако распространено заблуждение, что он использовал только эти цвета. Многие из его картин предполагают использование других вспомогательных цветов.
Цорн использовал цвет как средство передачи характера. "Эффект ночи" (1894) показывает прихорашивающуюся женщину возле парижского ресторана, ярко-красный цвет ее платья подчеркивают перья на шляпе того же оттенка и мазок губной помады на ее приоткрытом рту. В 1915 году он поместил себя в такую же среду, которой восхищался, написав свой автопортрет в красном цвете.
Дерзость томатно-красного костюма-тройки художника и шелкового галстука в сочетании, опять же, с едва заметной струйкой сигаретного дыма, поднимающейся вверх, – явные показатели того, как далеко он продвинулся. Цорну нравился красный: когда финский коллекционер произведений искусства Герман Антелл пришел пьяный с раскрасневшимися щеками в студию Цорна, чтобы тот написал его портрет, художник был в восторге и угощал его пуншем при всех последующих встречах. "У тебя такой хороший цвет".
Цорн проявлял интерес к женщинам и у него был свой способ стирания классовых границ при изображении женских тел. Клара Рикофф, жена состоятельного банкира, восхищалась написанным им будуарным портретом любовницы Пруста и попросила его перенести ее в аналогичную обстановку, где она могла бы томиться в атласных халатах в слабо освещенной спальне с комнатной собачкой у ног. "Этюд исследования освещения" (1899) был показан в салоне без указания имени Рикофф.
Цорн известен своими изображениями обнаженных женских фигур. Благодаря его свободному мазку, фигура женщины кажется растворяется в окружающей обстановке. Для своих картин с обнаженными женщинами Цорн выбирал моделей из тех, которые нуждались в дополнительном доходе – уборщиц, официанток, фабричных работниц, проституток, воровок.
В картине "Венера де ла Виллет" (Venus de la Villette, 1891) художник показывает зрителю шокирующую неготовность модели, похожей на ребенка, которая откровенно выглядывает, как будто испуганная, с полотенцем, свисающим с одной руки; в то время как в "Девушки из Даларны в сауне" (1906), модели полностью как бы не осознают того, что за ними наблюдают. Эти работы Цорна иллюстрируют то, что эксперты называют "типичным" мужским взглядом Цорна.
В 1896 году Цорн навсегда вернулся в Даларну и свою родную деревню Мора, став одним из нескольких современных шведских художников и писателей, привлеченных романтическим видением народной культуры. Он стал своего рода знаменитым антикваром, коллекционирующим традиционные предметы и возрождающим вымершие обычаи. Мир, который он изобразил в крупномасштабных картинах маслом этого периода, неподвластен времени и ритуален: молодая пастушка видна сквозь сосны, она выполняет работу, которую делали ее мать и бабушка.
Стремительные движения, ритм, которые он передает в "Танце летнего солнцестояния" (1897) и "Танцы в Гопсморкате" (1914) – развевающиеся юбки, ноги в воздухе - это движения, необходимые волчку, если он не хочет остановиться и рухнуть.
В его картинах, как правило, используется ограниченная палитра приглушенных, землистых тонов с акцентом на свет и тень для создания драматического эффекта. Его фирменный стиль сочетает в себе сильное ощущение света и тени для создания атмосферы и эмоций. Ограничивая свою палитру, Зорн смог добиться интенсивности света и цвета, которые трудно воспроизвести в других стилях.
Техника Цорна с ограниченной палитрой вдохновила бесчисленное множество художников и продолжает оставаться основой для многих прекрасных произведений искусства сегодня.
Источник фото: Викисклад
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.
.