Найти тему

Индивидуальный стиль и палитра Андерса Цорна

Андерс Леонард Цорн (18 февраля 1860 – 22 августа 1920) - шведский живописец, гравер и скульптор, добившийся международного успеха.

В 1880 году Андерс Цорн показал акварель под названием "В трауре" в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, где он учился в течение пяти лет после того, как подростком покинул ферму бабушки и дедушки в Даларне.

Андерс Цорн: В трауре, 1880, акварель, бумага
Андерс Цорн: В трауре, 1880, акварель, бумага

"В трауре" - изящная головка девушки в черном крепе и модной черной шляпке, ее опущенный взгляд и тонкий носик видны сквозь вуаль, настолько тонкую и прозрачную, что кажется ее почти нет.

Андерс Цорн: Спящий ребенок, акварель
Андерс Цорн: Спящий ребенок, акварель

Андерс Цорн: Гуннлед, 1886
Андерс Цорн: Гуннлед, 1886

В 1881 году Цорну была присуждена стипендия для обучения за границей во Франции и Италии, и он оставался там в течение следующих четырех лет. За это время он разработал свой индивидуальный стиль, сочетающий элементы импрессионизма, реализма и символизма. Он также начал экспериментировать с офортом и акватинтой.

Андерс Цорн: Парк Альгамбра, 1887 г.                Это нежная акварельная картина, на которой изображена целующаяся пара, удивленный кот и необычная композиция. Пара спряталась в углу картины, у неё ощущение спокойствия, но они являются предметом картины. С точки зрения техники, кажется, что Зорн заложил общие цветовые блоки, а затем перешел к более сложным деталям (ветви, цветы, блики и акценты).
Андерс Цорн: Парк Альгамбра, 1887 г. Это нежная акварельная картина, на которой изображена целующаяся пара, удивленный кот и необычная композиция. Пара спряталась в углу картины, у неё ощущение спокойствия, но они являются предметом картины. С точки зрения техники, кажется, что Зорн заложил общие цветовые блоки, а затем перешел к более сложным деталям (ветви, цветы, блики и акценты).

Андерс Цорн: Девушка с сигаретой, 1892, х.м.
Андерс Цорн: Девушка с сигаретой, 1892, х.м.

Андерс Цорн: Йохан Кристиан Янзон, 1891, х.м.
Андерс Цорн: Йохан Кристиан Янзон, 1891, х.м.

У Цорна был острый глаз на вещи, которые были почти незаметны. На его портрете шведского журналиста Йохана Кристиана изображены тонкие голубые струйки дыма, вьющиеся от зажженной сигареты, росчерки кисти, танцующие по поверхности картины. Эфирные эффекты, подобные этим, были частью уверенной, рискованной техники, которая стала его визитной карточкой, способом раскрыть свой процесс, нанеся относительно немного, четко различимых мазков кистью, которые нельзя было отменить, не начав все сначала.

Андерс Цорн, Воздушные замки, 1885               На этой изящной акварельной картине изображен необычный взгляд снизу вверх на жену Цорна, Эмму, держащую японский зонтик. Пара поженилась в октябре 1885 года, так что, возможно, картина была написана во время их медового месяца.
Андерс Цорн, Воздушные замки, 1885 На этой изящной акварельной картине изображен необычный взгляд снизу вверх на жену Цорна, Эмму, держащую японский зонтик. Пара поженилась в октябре 1885 года, так что, возможно, картина была написана во время их медового месяца.

Андерс Цорн: Старая Энн, 1887, х.м.
Андерс Цорн: Старая Энн, 1887, х.м.

Картины художника показывают нам развитие его уверенности на протяжении блестящей международной карьеры: от жирных горизонтальных полос краски на картине "Старая Энн" (1887), раннем изображении маслом крестьянки, склонившейся над своей работой, до стремительности и живости его великосветских портретов.

Андерс Цорн (1860-1920), миссис Поттер Палмер (1893), холст, масло, 258 x 141,2 см Миссис Поттер Палмер была одной из первых покупательниц значительного количества картин импрессионистов, многие у дилера Дюран-Рюэля. Ее муж открыл магазин, который стал Marshall Field's, и вложил крупные средства в роскошный отель и недвижимость. Она принимала активное участие в бизнесе и в год создания этого портрета возглавляла совет женщин-менеджеров Всемирной Колумбийской выставки.
Андерс Цорн (1860-1920), миссис Поттер Палмер (1893), холст, масло, 258 x 141,2 см Миссис Поттер Палмер была одной из первых покупательниц значительного количества картин импрессионистов, многие у дилера Дюран-Рюэля. Ее муж открыл магазин, который стал Marshall Field's, и вложил крупные средства в роскошный отель и недвижимость. Она принимала активное участие в бизнесе и в год создания этого портрета возглавляла совет женщин-менеджеров Всемирной Колумбийской выставки.

Андерс Цорн: Рынок в Мора (1892)
Андерс Цорн: Рынок в Мора (1892)

В своих изображениях крестьянской жизни Цорн переходил от традиционной жанровой живописи – например, от "Рынка в Мора" (1892), где раздраженная женщина, чей муж упал пьяным, ждет пока он придет в сознание, в то время как вся деревня проходит мимо них в праздничный базарный день, – к более натуралистичным, авангардным работам.

Андерс Цорн, Цыганская кузница, 1885. Акварель. Гетеборгский государственный музей
Андерс Цорн, Цыганская кузница, 1885. Акварель. Гетеборгский государственный музей

В "Цыганской кузнице" (1885), написанной в Румынии, крестьянская семья в открытом дверном проеме ярко освещена и находится в резком фокусе, а не романтически размыта.

Андерс Цорн (1860-1920), Полночь (1891), х.м.  В "Полуночи", одной из его главных работ 1891 года, он демонстрирует свое мастерство работы маслом в этом, казалось бы, спонтанном виде, нарисованном с кормы небольшой весельной лодки, когда женщина направляет ее к противоположному берегу при свете полуночного солнца, недалеко от Моры. Как и во многих его картинах, спонтанность обманчива. Цорн планировал каждую картину скрупулезно, с тщательной подготовкой, как шахматист, обдумывающий свой следующий ход. После этой интенсивной мысленной репетиции каждый мазок кисти в готовой работе был закреплен в его сознании; нанесение краски было затем кратким представлением, завершающим акт творения.
Андерс Цорн (1860-1920), Полночь (1891), х.м. В "Полуночи", одной из его главных работ 1891 года, он демонстрирует свое мастерство работы маслом в этом, казалось бы, спонтанном виде, нарисованном с кормы небольшой весельной лодки, когда женщина направляет ее к противоположному берегу при свете полуночного солнца, недалеко от Моры. Как и во многих его картинах, спонтанность обманчива. Цорн планировал каждую картину скрупулезно, с тщательной подготовкой, как шахматист, обдумывающий свой следующий ход. После этой интенсивной мысленной репетиции каждый мазок кисти в готовой работе был закреплен в его сознании; нанесение краски было затем кратким представлением, завершающим акт творения.

Андерс Цорн: Первый раз, 1888, холст, масло и гуашь, Финская национальная галерея
Андерс Цорн: Первый раз, 1888, холст, масло и гуашь, Финская национальная галерея

Картина "Первый раз" (1888), получившая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, сочетает повествование (мать ведет своего встревоженного маленького сына в море в Даларе) с мерцающей, обволакивающей игрой света на волнах, которая сближает композицию с живописным миром импрессионизма. Но не слишком близко: интерес Цорна, как он объяснил в своих автобиографических заметках, заключался в возможности "решить" проблему представления отражения на воде.

Андерс Цорн: На открытом воздухе, 1888, холст, масло, 133,00 x 197,50 см Коллекция: Художественный музей Гетеборга
Андерс Цорн: На открытом воздухе, 1888, холст, масло, 133,00 x 197,50 см Коллекция: Художественный музей Гетеборга

Андерс Цорн: Ландшафтное исследование, 1886, акварель
Андерс Цорн: Ландшафтное исследование, 1886, акварель

В 1888 год Цорн переехал в Париж, так как его портрет детей французского банкира и коллекционера произведений искусства Эрнеста Мэя принес ему множество заказов и знакомств в столице. Цорн был очарован городской современностью и высшим обществом не меньше, чем более медленным темпом сельской жизни.

Андерс Цорн: Портрет Антонина Пруста, 1888, х.м.
Андерс Цорн: Портрет Антонина Пруста, 1888, х.м.

Андерс Цорн: Портрет Розеты Маури, 1888  
Андерс Цорн: Портрет Розеты Маури, 1888  

Андерс Цорн: Коклен Кадет, 1889, х.м.
Андерс Цорн: Коклен Кадет, 1889, х.м.

Он написал бывшего министра искусств Антонина Пруста, любовницу Пруста - танцовщицу Розету Маури и знаменитого актера Коклена Кадета.

В конце 1890-х годов он написал портреты короля Швеции и президента Соединенных Штатов.

Андерс Цорн, президент США Уильям Говард Тафт, 1911 год
Андерс Цорн, президент США Уильям Говард Тафт, 1911 год

Андерс Цорн: Эффект ночи, 1889, х.м.
Андерс Цорн: Эффект ночи, 1889, х.м.

Что касается цвета, Цорн известен тем, что использовал ограниченную палитру цветов. Его “Палитру Цорна” преподают во многих ведущих художественных школах, чтобы помочь студентам познакомиться с теорией цвета и смешиванием красок. Однако распространено заблуждение, что он использовал только эти цвета. Многие из его картин предполагают использование других вспомогательных цветов.

Андерс Цорн, Девочка с собакой, 1884
Андерс Цорн, Девочка с собакой, 1884

Цорн использовал цвет как средство передачи характера. "Эффект ночи" (1894) показывает прихорашивающуюся женщину возле парижского ресторана, ярко-красный цвет ее платья подчеркивают перья на шляпе того же оттенка и мазок губной помады на ее приоткрытом рту. В 1915 году он поместил себя в такую же среду, которой восхищался, написав свой автопортрет в красном цвете.

Андерс Цорн: Автопортрет в красном, 1915, х.м.
Андерс Цорн: Автопортрет в красном, 1915, х.м.

Дерзость томатно-красного костюма-тройки художника и шелкового галстука в сочетании, опять же, с едва заметной струйкой сигаретного дыма, поднимающейся вверх, – явные показатели того, как далеко он продвинулся. Цорну нравился красный: когда финский коллекционер произведений искусства Герман Антелл пришел пьяный с раскрасневшимися щеками в студию Цорна, чтобы тот написал его портрет, художник был в восторге и угощал его пуншем при всех последующих встречах. "У тебя такой хороший цвет".

Андерс Цорн: Этюд исследования освещения,
Андерс Цорн: Этюд исследования освещения,

Цорн проявлял интерес к женщинам и у него был свой способ стирания классовых границ при изображении женских тел. Клара Рикофф, жена состоятельного банкира, восхищалась написанным им будуарным портретом любовницы Пруста и попросила его перенести ее в аналогичную обстановку, где она могла бы томиться в атласных халатах в слабо освещенной спальне с комнатной собачкой у ног. "Этюд исследования освещения" (1899) был показан в салоне без указания имени Рикофф.

Андерс Цорн: В шхерах, 1894
Андерс Цорн: В шхерах, 1894

Цорн известен своими изображениями обнаженных женских фигур. Благодаря его свободному мазку, фигура женщины кажется растворяется в окружающей обстановке. Для своих картин с обнаженными женщинами Цорн выбирал моделей из тех, которые нуждались в дополнительном доходе – уборщиц, официанток, фабричных работниц, проституток, воровок.

Андерс Цорн: Девушки из Даларны в сауне, 1906, х.м.  
Андерс Цорн: Девушки из Даларны в сауне, 1906, х.м.  

В картине "Венера де ла Виллет" (Venus de la Villette, 1891) художник показывает зрителю шокирующую неготовность модели, похожей на ребенка, которая откровенно выглядывает, как будто испуганная, с полотенцем, свисающим с одной руки; в то время как в "Девушки из Даларны в сауне" (1906), модели полностью как бы не осознают того, что за ними наблюдают. Эти работы Цорна иллюстрируют то, что эксперты называют "типичным" мужским взглядом Цорна.

Андерс Цорн: Ванна,1888, акварельная краска на бумаге
Андерс Цорн: Ванна,1888, акварельная краска на бумаге

Андерс Цорн: Пастушка, 1908, х.м.
Андерс Цорн: Пастушка, 1908, х.м.

В 1896 году Цорн навсегда вернулся в Даларну и свою родную деревню Мора, став одним из нескольких современных шведских художников и писателей, привлеченных романтическим видением народной культуры. Он стал своего рода знаменитым антикваром, коллекционирующим традиционные предметы и возрождающим вымершие обычаи. Мир, который он изобразил в крупномасштабных картинах маслом этого периода, неподвластен времени и ритуален: молодая пастушка видна сквозь сосны, она выполняет работу, которую делали ее мать и бабушка.

Андерс Цорн, Выпечка хлеба, 1889
Андерс Цорн, Выпечка хлеба, 1889

Андерс Цорн: Танец летнего солнцестояния, 1897. Изображен традиционный шведский танец середины лета с группой людей, танцующих вокруг майского дерева.Это одна из самых знаковых работ Цорна.
Андерс Цорн: Танец летнего солнцестояния, 1897. Изображен традиционный шведский танец середины лета с группой людей, танцующих вокруг майского дерева.Это одна из самых знаковых работ Цорна.

Андерс Цорн: Танцы в Гопсморкате (?), 1914
Андерс Цорн: Танцы в Гопсморкате (?), 1914

Стремительные движения, ритм, которые он передает в "Танце летнего солнцестояния" (1897) и "Танцы в Гопсморкате" (1914) – развевающиеся юбки, ноги в воздухе - это движения, необходимые волчку, если он не хочет остановиться и рухнуть.

Андерс Цорн (1860-1920), Омнибус (1891-92), холст, масло, 99,5 х 66 см, Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Ранее, в 1891 году, Цорн увидел цветную гравюру Мэри Кассат, изображающую двух женщин и ребенка, сидящих в пустынном омнибусе, и, возможно именно это побудило его спланировать эту сложную композицию. В эти рамки он втиснул пять фигур, включая самого себя (в цилиндре, второй справа). Симпатичная молодая женщина в центре его полотна - продавщица-модистка, ее рука покоится на большой шляпной коробке. Ей вторит, почти как в отражении, другая молодая женщина, а между ней и художником молодой рабочий – вместе они представляют собой космополитическую смесь людей большого города.
Андерс Цорн (1860-1920), Омнибус (1891-92), холст, масло, 99,5 х 66 см, Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Ранее, в 1891 году, Цорн увидел цветную гравюру Мэри Кассат, изображающую двух женщин и ребенка, сидящих в пустынном омнибусе, и, возможно именно это побудило его спланировать эту сложную композицию. В эти рамки он втиснул пять фигур, включая самого себя (в цилиндре, второй справа). Симпатичная молодая женщина в центре его полотна - продавщица-модистка, ее рука покоится на большой шляпной коробке. Ей вторит, почти как в отражении, другая молодая женщина, а между ней и художником молодой рабочий – вместе они представляют собой космополитическую смесь людей большого города.

В его картинах, как правило, используется ограниченная палитра приглушенных, землистых тонов с акцентом на свет и тень для создания драматического эффекта. Его фирменный стиль сочетает в себе сильное ощущение света и тени для создания атмосферы и эмоций. Ограничивая свою палитру, Зорн смог добиться интенсивности света и цвета, которые трудно воспроизвести в других стилях.

Андерс Цорн (1860-1920), Воскресное утро (1891), холст, масло, 121 х 93 см, Еще одна картина, которую он написал в Море в 1891 году "Воскресное утро", на которой он застает двух молодых женщин за подготовкой к посещению церкви под присмотром их матери. Здесь он использует свою ограниченную палитру, которую впервые применил, когда начинал работать маслом в Сент-Айвсе в Корнуолле, и сочетает ее с ослепительным утренним светом.
Андерс Цорн (1860-1920), Воскресное утро (1891), холст, масло, 121 х 93 см, Еще одна картина, которую он написал в Море в 1891 году "Воскресное утро", на которой он застает двух молодых женщин за подготовкой к посещению церкви под присмотром их матери. Здесь он использует свою ограниченную палитру, которую впервые применил, когда начинал работать маслом в Сент-Айвсе в Корнуолле, и сочетает ее с ослепительным утренним светом.

Андерс Цорн: Невеста, 1886,  холст, масло
Андерс Цорн: Невеста, 1886, холст, масло

Техника Цорна с ограниченной палитрой вдохновила бесчисленное множество художников и продолжает оставаться основой для многих прекрасных произведений искусства сегодня.

Источник фото: Викисклад

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.

.