Умер Хабэча Яунгад — легенда региональной журналистики и «хрустальный соловей» Ямала. Долгие годы он возглавлял газету «Няръяна Нгэрм». О невероятном оптимисте, неразрывно связанном с родной северной землей, — в нашем материале.
Хабэча Яунгад был удивительный человек, вспоминает его коллега Марина Яр. Даже будучи редактором всегда выезжал в тундру и много фотографировал. За одну поездку привозил до сотни фото. Хотя в газету обычно шла только пара из них. Самые лучшие — не постановочные, а из реальной жизни кочевников. Говорил: перестану фотографировать, когда сделаю уникальный снимок. Таким же требовательным он был и к своим коллегам, просил их работать от души, чтобы в каждом фото была отображена жизнь тундры и чистые сердцем людей, все, что делает Ямал не безликим, а наполняет яркими красками и любовью. Одну из таких фотографий Марина Яр сделала, когда оленеводы арканили оленей.
«Он сказал: «Это моя фотография». Я говорю: «Нет — это моя работа». Он посмотрел на меня вопросительно и в этом вопросительном взгляде я поняла, прочитала, что я достигла тех требований, которые он хотел от меня получить».
Марина Ярглавный редактор газеты «Няръяна Нгэрм» и «Мынико»
А еще он всегда радовался жизни, пусть она и была трудной. После учебы в школе-интернате поступил в Салехардское педучилище, отслужил в армии и трудился учителем начальных классов в санаторно-лесной школе. Затем Леонид Лапцуй пригласил его на работу в газету «Няръяна Нгэрм». При нем издание обрело новое лицо. И появилась на свет детская газета «Мынико».
«Он пришел литературным сотрудником в 1977 году. Главным редактором стал в 1982 году».
Марина Ярглавный редактор газеты «Няръяна Нгэрм» и «Мынико»
Дядя Федя — так уважительно и тепло называли Хабэчу Яунгада свои — оленеводы и рыбаки. Тундру он знал, как пять пальцев. Здесь прошло его детство — он родился у пролива Малыгина в Ямальском районе.
Имя «Хабэча» на ненецком означает «воскресший из мертвых». Оживила его бабушка Нене. Она и дедушка Илко и воспитывали его. О своем детстве и близких людях он никогда не забывал и вспоминал, встречаясь с кочевниками. Тепло и просто беседовал с ними о жизни, трудностях и успехах. И передавал молодежи и детям любовь к родному языку и вековым традициям.
Вождь морских ракушек, внук белого медведя и правнук моржа — так называли Хабэчу Хываревича земляки. А еще — журналистом до мозга костей и «хрустальным соловьем» Ямала. Именно Хабэча Яунгад помог понять культуру и традиции ненцев. Он любил этот мир и жил с улыбкой. Как-то он сказал о своей ушедшей в иной мир супруге, что она отправилась в туман, искать морошку. В поиске единственного и уникального кадра и Хабэча Яунгад ушел в тундру. Марина Подгорная
Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 19:30 за 11 марта.