Всех рада приветствовать на моем канале, и в этой статье будет подробный разбор полтона Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» скрывающего под своими яркими красками и бурной атмосферой глубокие символы и таинственные аллегории.
Питер Брейгель Старший был известным нидерландским художником и графиком, который прославился как мастер пейзажей и сцен из повседневной жизни. Многие из его картин основаны на старинных притчах, сказаниях, пословицах и поговорках.
Картина "Битва Масленицы и Поста" написанная в 1559 году является ярким примером этого слияния. В этом произведении Брейгель впервые обращает внимание не на природу, а на живую и динамичную человеческую толпу и само общество.
Основой сюжета картины является традиционный праздник, праздновавшийся в Средневековой Франции и Голландии перед началом Великого Поста. Это, я думаю, всем известный праздник масленицы, отмечаемый в начале весны. В нем абсолютно все принимали непосредственное участие и полностью были вовлечены. В те времена масленица всегда сопровождалась неким общественным карнавалом во время которого не существовало привычной обыденной жизни и вся реальность погружалась в карнавальный праздничный мир.
В традиционных карнавалах католической Европы наиболее ярко проявляются последствия борьбы церкви с язычеством. Хотя жесткие меры привели к сокращению продолжительности карнавала с двух недель до одной, они не изменили его жизненную силу и значимость.
Этот праздник разрешался с целью предоставить народу возможность, развлечься и сбросить напряжение, чтобы в дальнейшем не отклоняться от строгих догм церкви. Таким образом, праздничная неделя позволяла обществу хоть немного удовлетворить потребности обыденной жизни.
На полотне Брейгеля мы видим, как он изобразил постановочную схватку между Масленицей и Великим постом на площади маленького фламандского городка.
Изображение разделено на две схематичные области: область Масленицы и область Поста, что подчеркивает контраст между этими двумя праздниками и их символикой.
Толстяк в колпаке, с большим животом, оседлавший, словно на коня, большую бочку из под вина, символизирует масленицу. На его голове сковорода, из-под которой виднеются куриные ноги. Вертел с поросенком - его оружие. Люди в пестрых карнавальных шапках толкают бочку, за которой несут блюдо с вафлями, характерными для масленичного времени в Нидерландах. Рядом с бочкой человек несет горшок меда, а за ним - другой в комичной и в то же время страшной носатой маске. Все эту веселую компанию сопровождают музыканты. По земле разбросаны обглоданные кости и игральные карты.
А вот изображение «Поста» представлено худым и вытянутым человеком в монашеском одеянии, держащим лопату с двумя тощими как он сам селедками. На его голове мы видим пчелиный улей, что символизирует аскезу и преданность церкви.
Монах и монашка, с трудом тащат за веревки доску на колесах, представляющую экипаж. У ног «Поста» лежат сухие хлебные лепешки - это скромная пища, которая разрешена во время поста. У колодца старухи продают рыбу, что также дает отсылку на аскезу и запрет на мясо.
Примечательно, что на картине сторонники «Масленицы» изображены тучными и плотными, в то время как последователи Поста представлены худыми и изможденными.
Слева на картине расположен постоялый двор, а справа - церковь, это ярко иллюстрирует противоборство двух аспектов человеческой сущности и общества, таких как стремление к наслаждению и духовная склонность к религии.
В ту эпоху, когда художники часто скрывали второй смысл в своих произведениях, Брейгелю это давалось особенно хорошо.
В действительности на этом полотне представлено намного больше, чем может показаться.
В изображении всеобщего посещения церкви, раздачи подаяния и употребления скудной постной пищи Брейгель умело отражает религиозные конфликты эпохи. В то время католическое духовенство становилось все более строгим в требованиях соблюдения поста и регулярного посещения церкви.
С другой стороны, протестанты отвергали многие правила, в том числе и соблюдение поста. Фигура «Масленицы» на картине может символизировать как раз саму протестантскую церковь.
Изображенный на площади трактир ассоциируется с протестантским храмом, именно в глазах католиков. Для них протестантские обряды и собрания являлись чем-то мирским и нечистым. Так что, представление трактира на площади могло служить своеобразным критическим комментарием к протестантству.
А вот изображение веселой свадьбы на полотне, является вызовом к запрету католической церкви на брак для священников.
Справа на картине мы видим играющих детей, чья беспечность призвана подчеркнуть лицемерие католической веры.
А слева, Брейгель разместил две отдаленные фигуры. На спине у мужчины что-то вроде мешка как символ эгоизма.
В те времена считалось что человек, упрекая других за их недостатки, остается слеп к своим собственным, влача их по жизни за собой, как мешок.
А вот фигура шута может выражать насмешку самого художника над бессмысленными и пустыми религиозными спорами.
Брейгель мастерски и не без иронии передает всю противоречивость церкви. При этом он не принимает сторону ни католицизма, ни протестантства. Его цель показать всю абсурдность церковных конфликтов и жестокую борьбу, за власть, прикрытую лицемерной заботой о спасении душ простого народа.
Но на этом загадки и таинственный символизм полотна не заканчиваются.
Выяснилось что на картине Брейгеля «Борьба Масленицы с Постом» были переделаны некоторые детали.
Питер Младший часто делал копии картин своего отца, при этом, не меняя никаких деталей. Данное изображение он создал уже после смерти Брейгеля, поэтому вероятность того что изменённые детали на оригинальном полотне сделаны самим художником можно полностью исключить.
Давайте посмотрим, что же поменялось. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть женщину, стоящую возле стен церкви. На копии картины видно, что прямо на земле под ее ногами лежат дети.
А вот на оригинальном полотне Брейгеля их кто-то предпочёл закрасить.
Если не присматриваться к разбитой телеге, которую тянет какая-то нищенка то можно предположить, что внутри нее нет ничего достойного нашего внимания, однако на копии картины мы отчётливо видим, что в телеге лежит труп или умирающий человек.
Теперь если вернуться к оригиналу, то мы сможем разглядеть лишь его размытые очертания.
В низу слева на копии изображен калека.
Но на картине Брейгеля его там нет.
Также в левом нижнем углу на оригинальном полотне, мы видим белую простынь лежащую на земле. С первого взгляда абсолютно неприглядную и не вызывающую никакого любопытства.
Но при рассмотрении этого фрагмента через рентген, выяснилось, что на это месте Брейгелем был изображен еще один труп, накрытый белой простыней, и теперь, когда мы это знаем, можно четко увидеть очертания его стоп.
Но как ни странно на копии картины нет ни мертвого тела, ни самой простыни.
На обеих картинах отображены люди, которые чтут традиции и посещают церковь. На первый взгляд, всё кажется благополучным. Однако здесь имеется нюанс. После службы бедные люди покидают церковь через задний выход, в то время как передний доступен только для богатых. Это указывает на социальное неравенство и привилегии, которые существовали в обществе того времени. Брейгель, вероятно, хотел подчеркнуть различия в обращении с людьми разных социальных классов и выразить свою критику социальной несправедливости.
В окружении попрошаек и калек, которые ждут милостыню, старуха с плетеной корзиной указывает на калеку, призывая к щедрости. Но в корзине мы видим обезьяну, которая служит символом обмана. Сцена, кажется, сыграна цинично, чтобы получить больше подаяний. Таким образом, здесь также продолжается представление ради денег.
И так художник стремиться подчеркнуть уязвимость человека перед различными манипуляциями. Вне зависимости от того, является ли время карнавалом, символизирующим беззаботность и развлечения, или постом, олицетворяющим стремление к духовной чистоте, люди всегда остаются объектами циничного обмана.
Человек с потухшим фонарем и смещенной на глаза шляпой может символизировать человеческую слепоту или невежество, а вооруженный персонаж, представляет силу и влияние. Они могут быть интерпретированы как аллегории для показа того, как человеческое сознание уязвимо и как этим пользуются с целью наживы и личной выгоды.
И мы видим, что на полотне очень много деталей компрометирующих церковь и весь общественный и социальный уклад.
Возможно, поэтому некоторые фрагменты картины были закрашены, так как являлись уж слишком радикальными, и бросали тень на саму церковь, и дерзко разоблачали ее не лучшие стороны.
На первый взгляд, картина может показаться оживленным праздником, но при внимательном рассмотрении нам открывается другая сторона - в ней множество калек и нищих, что отображает жалкое сборище несчастных людей.
Вместо радости и веселья на площади присутствуют тени страданий и нужды, которые проникают сквозь яркую картину карнавального шествия.
В 16 веке, всюду преобладала жестокость, нищета и несправедливость. Эпоха Ренессанса, несмотря на свой прогрессивный характер, была периодом социальных и экономических неравенств. Многие люди страдали от бедности, и насилия, а казни через повешение были частым и уже обыденным явлением.
Брейгель своим полотном отражает все темные стороны общественной жизни своего времени. А праздничные сцены, умело скрывают под собой глубокие социальные и моральные замыслы, напоминая зрителям о трудностях и противоречиях того времени.
Конечно же, для того чтобы рассмотреть всю символику данного полотна нам бы понадобилось гораздо больше времени, но теперь мы можем более отчетливо увидеть, то что художник вложил скрытый смысл в каждую прорисованную им деталь. От этого картина «Битва Масленицы и Поста» становиться неким интеллектуальным квестом и увлекательной головоломкой, что несомненно, придает ей еще больше интригующей притягательности.
Я как всегда буду рада вашим комментариям и оценкам, не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропустить новые увлекательные разборы самых гениальных произведений мировой живописи.