Найти тему

С грехом ссорься, с грешником мирись

«Природа постоянно предлагает нам свою мудрость, но не навязывает ее нам. Но нам не хватает интуиции, нам подавай приказ следовать мудрости» (Ф.Искандер).

Мы, людское сообщество, никогда не задумывались – а единственный ли это метод, обязав окружающий мир следовать определенным правилам, то есть, своеобразно сведя наши жизни к неким наработанным инстинктам, ну как у животных, правда, там шаг вправо, шаг влево – нет, не расстрел, а просто запрет, и даже не задумываясь о том, а тот ли это путь к достижению истоков мудрости, которой наделил нас, «Homo sapiens», Бог?

Помните, как по этому поводу говорил Антуан де Сент-Экзюпери:

«Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого его члена определенным правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя подчинялся бы поводырю или Корану. Насколько же труднее освободить человека, научив его властвовать над собой».

Вот она – задача для нашей цивилизации, но она чрезмерно сложна, ибо управлять своей личной свободой – это самое сложное испытание для каждого человека – приказ и постановления способны только придержать намерения, но не задавить их. Ибо, как говорили мудрецы, что все люди в той или иной мере, невольники своих пристрастий. Один – раб похоти, другой – корысти, третий - гордости и т. д.

Лев Николаевич Толстой советовал по этому поводу:

«Если чувствуешь иногда, что, несмотря на все желание победить страсть, страсть преодолевает тебя, то не думай, что ты не можешь победить страсть. Это доказывает только то, что на этот раз ты не мог этого сделать. Возница не бросает вожжей оттого, что не сразу остановит коней, но продолжает тянуть – и кони останавливаются. Так и ты: не удержался один раз, продолжай бороться и, наверное, победишь ты, а не страсти».

Вот и приходит понимание, что никто на Этом Свете не добивается с таким трудом, как победа над самим собой, а это и есть истина жизни. Истина одна, но достигается она, как правило, посредством предварительных размышлений перед выбором своих предпочтений. Это то, что называют философией, при этом к ней тоже каждый желает приладить свои убеждения, ведь так.

«Философия, которая способна научить человека быть совершенно счастливым, испытывая непереносимую боль, гораздо лучше той философии, которая боль смягчает. Философия, которая борется с алчностью, гораздо лучше философии, которая разрабатывает законы об охране собственности» (Томас Бабингтон Маколей, британский историк, поэт, прозаик).

«Если мы сойдемся трое, то я, наверное, найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подражать, а, глядя на дурного человека, буду стараться исправить себя» (Китайская мудрость).

«Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные стороны, но мы большей частью поступаем при этом как собака, которая лает на зеркало, в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку» (Шопенгауэр).

По этому поводу мудрецы Востока советовали:

«Слушай, будь внимателен, но говори мало. Никогда не говори, если тебя не спрашивают, но если тебя спрашивают, отвечай тотчас же и коротко и не стыдись, если ты должен признаться, что не знаешь того, о чем тебя спрашивают.
Не спорь ради спора.
Не хвастайся.
Не ищи высшего места и не принимай, если даже тебе и предложат его.
В безразличных делах, т. е. таких, где не приходится изменять долгу, сообразуйся с привычками и желаниями тех, с кем живешь.
Не старайся делать что-либо, не составляющее твоей обязанности и не содействующее удобству твоих сожителей, а то эта привычка сделается идолом. А каждый человек должен разбивать своих идолов»(Суфийская мудрость).

«Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми» (Л.Н. Толстой).