Найти тему

ТАРО РАЙДЕРА УЭЙТИ

Эта колода является одной из самых популярных колод Таро.

  • Когда и где она возникла?
  • Кто ее автор? И почему у нее двойное название?
  • Каковы ее особенности?

Эта колода была разработана в 1910 году в Англии Артуром Эдвардом Уэйтом, при помощи художницы Памелы Коулман Смит. Она относится к так называемой Английской школе Таро. Изначально Уэйт придерживался традиций Леви и Папюса. Однако он не был согласен с нео-египетским язычеством и пришел к выводу о необходимости разработки своей системы Таро и специальной колоды, основанной на его вдохновении и увлечении рыцарскими идеалами мифов о Граале.

Колода Райдера-Уэйта в некотором смысле представляет собой поворот в современной истории Таро. Это связано прежде всего с тем, что на рубеже веков наблюдается возрождение интереса к магии, оккультизму, эзотерике и мистике. Все это привело к тому, что авторы, несомненно ориентируясь на самые ранние образцы Таро, добавили туда немало и своих деталей, зачастую опираясь на труды Элифаса Леви.  Авторское разъяснение символики и толкование карт колоды представлено в работе Артура Уэйта «Иллюстрированный ключ к таро».

Эта колода является одной из самых сильных в энергетическом смысле колод, существующих в настоящее время. При этом многие отмечают, что значение и толкование карт Таро Райдера Уэйта весьма многогранно. Несомненно, что она оказала большое влияние на более поздние колоды Таро.

Ее автор, Артур Эдвард Уэйт, был известным исследователем масонства, каббалы и прочих мистических учений, а также видным членом Ордена "Золотой Зари". А первого издателя колоды звали Уильямом Райдером. Отсюда и пошло название колоды: Райдера-Уэйта. Справедливости ради надо отметить, что изначально там также фигурировало и имя художницы (таким образом, полное название звучит как колода Уэйта-Райдера-Смит), но постепенно оно исчезло.

С точки зрения структуры колоды Райдера-Уэйта, ее главной особенностью  является то, что Уэйт поменял в ней XI и VIII арканы местами: аркану «Правосудие» он присвоил порядковый номер XI, а «Силе» — VIII. Однако даже сам Уэйт так и не объяснил причин этой реформы, ограничившись пояснением: «По причинам, которые кажутся мне вполне удовлетворительными, эта карта поменялась местами с картой Правосудие». Хайо Банцхаф, немецкий специалист по Таро и автор многих книг по гаданию, астрологии и Таро, предположил, что Уэйт руководствовался учениями альбигойцев, катаров и вальденсов, а также материалами Тамплиеров и гностиков. Также с большой долей вероятности можно утверждать, что Уэйт, бывший в своё время членом "Золотой Зари", использовал материалы «Книги Т», в которой «Правосудию» соответствует номер XI, а «Силе» — VIII.

Однако часть специалистов по Таро не приняла этой перенумерации. Так, например, Алистери Кроули, про чью колоду я уже писала ранее (Колода Тота) вернул XI и VIII арканы на прежние («французские») позиции, изменив, правда, их наименование и в значительной степени символику. Хайо Банцхаф в своих книгах, посвящённых Таро Райдера-Уэйта, также рекомендует в случаях, когда это имеет значение (когда при гадании учитывается нумерология карты или расклада в целом) учитывать «Силу» под номером XI, а «Правосудие» — под номером VIII.

Кроме того, в колоде Уэйта обновилась символика старшего аркана VI («Влюблённые»). В частности, в Марсельском Таро, да и многих других старых колодах эта карта преимущественно изображала юношу, стоящего между двумя женщинами в позе, выражающей неуверенность. В некоторых колодах даже название аркана было другим — «Выбор» («Решение»).  Вместо этого, в Таро Уэйта  изображены Адам и Ева в раю. Традиционно при гадании этот Аркан прежде всего символизирует важный жизненный выбор. У Уэйта мотив выбора начисто исключён (о чём говорит и он сам) в пользу мотива любви и всего с ним связанного (влечение, секс, страсть и так далее). Кстати, и эта трактовка шестого аркана не является общепризнанной. Многие современные тарологи, даже используя колоду Уэйта, предпочитают сохранять традиционную трактовку «Влюблённых», по крайней мере в вопросах, не связанных с чувствами и отношениями.

Кроме того, впервые в колоде Райдера-Уэйта цифровые Младшие Арканы также были снабжены изображениями, имеющими определённый  сюжет. До тех пор на цифровых младших картах изображались лишь знаки мастей в соответствующем количестве, а трактовки основывались на сочетании элемента (стихии), соответствующего масти, и нумерологической интерпретации числового достоинства карты. Это также дало возможность использовать при гадании эти сюжеты как источник возможных вариантов значения карты.