Лауреаты и лузеры «Оскара»-2024: от Скорсезе и Скотта до Нолана, Миядзаки и Лантимоса

Субъективные впечатления о некоторых победителях и номинантах

«Оскар» — всё. И многое из него, оказывается, просмотрено. Есть, конечно, белые пятна, а про увиденную в последний момент «Анатомию падения» пока нечего сказать, кроме того, что награда по делу. Однако вот (по фану) список из 16 номинантов во всех позициях: от худшего к лучшему. Впрочем, сравнивать фильмы — даже внутри «Барбигеймера» — дело неблагодарное, так что призываю читать о работах, а не то, какое «место» они заняли.

«Индиана Джонс и колесо судьбы»
Номинация: Лучший оригинальный саундтрек

«Индиана Джонс и колесо судьбы»
«Индиана Джонс и колесо судьбы»

Мучительная гонка за прошлым в исполнении человека, который начисто потерял настоящее. Индиана Джонс обнаруживает себя в самом центре этой порочной конструкции, где одни хотят выжать из прошлого новые технологии, другие — побольше денег, а третьи — добиться фантастического реванша. Стоило ли столько лет бегать от булыжника, чтобы в итоге вырастить такой же в душе?

«Элементарно»
Номинация: Лучший полнометражный мультфильм

«Элементарно»
«Элементарно»

Эдакий «Зверополис» в мире четырех стихий, где кое-как уживаются элементали огня, воды, земли и воздуха. Сюжет нового проекта Pixar во многом вдохновлен личным опытом режиссера Питера Сона («Хороший динозавр»), но аналогия между разными культурами и взаимоисключающими стихиями выглядит, скажем так, небесспорно. Впрочем, разгромной критики «Элементарно», пожалуй, тоже не заслуживает: история наверняка смотрелась бы убедительнее в формате нескольких короткометражек об инфраструктуре большого города или отношениях поколений и культур.

«Убийцы цветочной Луны»
Номинации: Лучший фильм, Лучшая женская роль (Лили Гладстоун), Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Де Ниро), Лучший режиссер (Мартин Скорсезе), Лучший операторская оператора (Родриго Прието), Лучшая работа художника-постановщика, Лучшие костюмы, Лучший монтаж, Лучшая песня и Лучший саундтрек

«Убийцы цветочной Луны»
«Убийцы цветочной Луны»

Главный неудачник «Оскара» — снова — Мартин Скорсезе: пять лет назад 0 из 10 номинаций выиграл «Ирландец», еще раньше — «Банды Нью-Йорка». При всем скепсисе к фильму — некрасиво. Отдав должное трудолюбию, целеустремленности и социальной ответственности Скорсезе, нельзя не отметить, что новый фильм идеально вписывается в режиссерскую летопись США: это 206-минутная хроника еще одной американской истории преступлений, где юридические уловки и дисбаланс власти становятся удобными инструментами для истребления даже зажиточных осейджей.

«Мечты робота»
Номинация: Лучший полнометражный мультфильм

«Мечты робота»
«Мечты робота»

Сборник зарисовок о нью-йоркской жизни 1980-х, если бы мегаполис населяли животные (и немного роботов). Из трагикомических ситуаций, связанных с бытом и временами года, испанец Пабло Бергер складывает пронзительную историю о том, как мы меняемся, сохраняя в сердце дорогих людей (и зверей, и технику). Правда, европейской ламповости и путеводителя по клише NY как будто недостаточно для призовой истории.

«Оппенгеймер»
Призы: Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Киллиан Мерфи), Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дауни-младший), Лучший режиссер (Кристофер Нолан), Лучшая работа оператора (Хойте Ван Хойтема), Лучший монтаж, Лучший саундтрек
Номинации: Лучшая женская роль второго плана (Эмили Блант), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа художника-постановщика, Лучшие костюмы, Лучший звук, Лучший грим и прически

«Оппенгеймер»
«Оппенгеймер»

Главный виновник торжества — 7 статуэток из 13 — фильм с максимально серьезным лицом, внушительными хронометражем и актерским ансамблем. Три часа концентрированной разноголосицы вкупе с виртуозной операторской работой Хойте Ван Хойтемы запросто могут смять зрителя, ввергнуть в «первобытное» состояние трепета перед зрелищем «сотворения» современного мира. Однако, как бы Киллиан Мёрфи ни прозревал мир, сшитый из атомов, а монтажерка Дженнифер Лэйм ни превращала будни ученого-истребителя в созерцательный клип под музыку небесных сфер, «Оппенгеймер» остается очередным выхолощенным мифом о противоречивом гении — с куцыми женскими линиями и завороженным оком камеры, приклоняющей колено перед Робертом и коллегами.

«Барби»
Приз: Лучшая песня
Номинации: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана (Райан Гослинг), Лучшая женская роль второго плана (Америка Феррера), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа художника-постановщика, Лучшие костюмы, Лучшая песня

«Барби»
«Барби»

К «Оскару» мем про Барбигеймер заметно выдохся: если фильм Греты Гервиг взял свое в прокате, то на премиях выбирали уже солидное кино. Это легко понять, но хочется всё-таки отметить, что фильмы, неожиданно связанные маркетингом и «Твин Пиксом», обращены в разные стороны: один — в будущее, а второй (Нолана) всё-таки в прошлое. «Барби» — это супермаркет расходящихся красочных полок (похожий образ у Гервиг с Баумбахом в «Белом шуме»), где привлечь зрительское внимание способны как отдельные персонажи, связанные с темами-брендами («капитализм», «феминизм», «религиозный подтекст», «патриархат», «лошади»), так и отдельные эпизоды, отсылки, решения, в которых поочередно сменяются хулиганство, наивность, язвительность, самоирония, трогательность. В конце концов, фильмы — наряду с игрушками и мрачными мыслями — это приглашение к разговору, созданию собственной истории и размышлению, а кто мы — для себя и для окружающих.

«Наполеон»
Номинации: Лучшая работа художника-постановщика, Лучшие костюмы, Лучшие визуальные эффекты

«Наполеон»
«Наполеон»

160-минутная костюмная драма Ридли Скотта с Хоакином Фениксом и Ванессой Кирби, конечно, была чужой на празднике киноакадемии: весь из себя флюидный фильм, дерганный и переменчивый под стать герою, безусловно, создан раздражать ощущением неусидчивости, пока режиссер ловко меняет крупности, превращая подборку заголовков из (желтой) прессы в калейдоскоп жизни и судьбы, где побоища смешиваются с парадными портретами, кринжем церемониала, анекдотами про личную жизнь, производственной драмой о менеджменте «величия» и усмешкой вечности.

«Идеальные дни»
Номинация: Лучший международный фильм

«Идеальные дни»
«Идеальные дни»

Синопсис на стыке школьного сочинения и коана дает исчерпывающее представление о свежайшей работе Вима Вендерса, снятой в Японии. Фильм вырос из идеи прорекламировать туалеты Сибуи, но, оценив арт-объекты, немецкий режиссер решил действовать по большому — и сочинил целую эпопею духа. В «Идеальных днях» хватает трюизмов, но никогда, пожалуй, не лишне напомнить о чуткости к себе и ближним, месту, где ты живешь, работаешь, ешь и испражняешься. Видимо, 2024-й — не год feel good movie.

«Человек-паук: Паутина вселенных»
Номинация: Лучший полнометражный мультфильм

«Человек-паук: Паутина вселенных»
«Человек-паук: Паутина вселенных»

Продолжая технологическую революцию «Через вселенные», второй анимационный «Человек-паук» обрушивает на зрителя настоящий эстетический вихрь: в сюжет врываются кадры из футуристического 2099-го и альтернативной Индии, а в списке сонма разномастных супергероев — беременная Женщина-паук, Паркер — лего-человечек, Спайдер-котик (и конь! и тиранозавр!). Список премий, на которых побывал анимационный блокбастер, приближается к сотне, так что, хоть он и заслуживал статуэтку, спокойно переживет без нее.

«Май декабрь»
Номинация: Лучший оригинальный сценарий

«Май декабрь»
«Май декабрь»

Многое изменив и развив в реальной истории Мэри Кэтрин Летурно и Вилли Фуалау, Тодд Хейнс создал ботаническое наблюдение за почкованием нарциссической травмы: как болезненный опыт, психологические паттерны и эмоциональные реакции по-разному прорастают в полудюжине персонажей. Крепкий сценарий, от которого отвлекают мастерские актерские работы (Портман, Мур, Мелтон), пожалуй, справедливо уступил «Анатомии падения», где всё звучит в унисон.

«Граф»
Номинация: Лучшая операторская работа (Эдвард Лахман)

«Граф»
«Граф»

Черно-белый саркастический макабр Пабло Ларраина, выросшего на излете правления пиночетовской хунты, о бессмертном немолодом тиране, пестрит оттенками, полутонами и перепадами настроений. Эта симфония духовного ужаса черпает силы из поэтики 1920-х: образы Дрейера с Мурнау умножены калейдоскопом магического реализма и ненасытностью режимов Латинской Америки. Если в номинации не было другого виртуоза Хойте Ван Хойтемы, у Лахмана были бы все шансы.

«Мальчик и птица»
Приз: Лучший полнометражный мультфильм

«Мальчик и птица»
«Мальчик и птица»

Несмотря на многочисленные автоцитаты, Хаяо Миядзаки в новой работе предлагает довольно нетипичную для себя историю. Реализма тут в равной пропорции с сюрреальным (обратите внимание на звук), и фильм-завещание режиссера, даже если он в итоге окажется не последним, замечателен и скрупулезностью, и интимностью, и багажом заслуг. Заслуженная победа, хотя и были сомнения, что статуэтку отдадут аниме.

«Бедные-несчастные»
Награды: Лучшая женская роль (Эмма Стоун), Лучшая работа художника-постановщика, Лучшие костюмы, Лучший грим и прически
Номинации: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана (Марк Руффало), Лучший режиссер (Йоргос Лантимос), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая работа оператора (Робби Райан), Лучший монтаж

«Бедные-несчастные»
«Бедные-несчастные»

Чуда не произошло: победивший в Венеции фильм Йоргоса Лантимоса не смог повторить дубль «Земли кочевников», хотя и обиженным не остался. 140-минутная макабрическая экскурсия по сгусткам фантазии, где оживают представления о женщинах и устройстве мира, записанные или снятые в XIX-XX веках, эффектна и бодра, хотя, при всем уважении к декору и прочим отделочным работам (в том числе стоуновским пластическим этюдам), можно задаться вопросом, реально ли сшить из десятка старинных идей и фасонов что-то по-настоящему освежающее. С другой стороны, заразительна логика фильма: живи так, словно все правила — временны (или ошибочны), а тебя — никто никогда не ранил.

«Нимона»
Номинация: Лучший полнометражный мультфильм

«Нимона»
«Нимона»

Многострадальная экранизация одноименного комикса о двух аутсайдерах — рыцаре-«злодее» и панкующей оборотнихе, — где безудержная фантазия и озорство смешиваются с человеколюбием и готовностью принимать инаковость, а средневековый дизайн — с передовыми технологиями. Хулиганское фэнтези Ника Бруно и Троя Квона может похвастаться богатым воображением, как «Мальчик и птица», и эстетическим разнообразием, как «Человек-паук». Вдобавок в нем деликатно и четко воплощены гуманистические ценности, близкие если не каждому, то многим. Победа аутсайдеров была бы красивой, но — маловероятной.

«Зона интересов»
Призы: Лучший звук, Лучший международный фильм
Номинации: Лучший фильм, Лучший режиссер (Джонатан Глейзер), Лучший адаптированный сценарий

«Зона интересов»
«Зона интересов»

Важный фильм, способный отпугнуть и темой и зловещей синхронизации с цайтгайстом, получил в соответствии с «вывеской». Тем ценнее, что все скрупулезные конструкторские ходы режиссера и съемочной группы (особенно саунд-дизайнера) не подведены сугубо к экспозиции в мавзолее банальности [зла], пройтись по которому каждый волен индивидуальным маршрутом, но формируют коридор для неуловимого (и неумолимого) ветра истории. Преследует с целью вывернуть наизнанку — или как минимум встряхнуть — он не только предприимчивого коменданта Аушвица, но и каждого, кто прильнул к экрану; финал тем страшнее, что в кадре снова рутина, скука, забывчивость — и Глейзер (помимо прочего) напоминает, что у истории есть уроки, но нет точки.

«Оставленные»
Награды: Лучшая женская роль второго плана (Давайн Джой Рэндольф)
Номинации: Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Пол Джаматти), Лучший сценарий, Лучший монтаж

«Оставленные»
«Оставленные»

Не то чтобы фильм Александра Пэйна шел на какие-то большие награды — слишком тихое и добродушное кино (хотя Джаматти тоже могли бы отметить). Реалистично безрадостное закулисье праздника, обнаженное через людей не просто измученных под конец рабочего года, но и лишенных мотивации к ритуальному самообману, не мешает режиссеру зажечь перед зрителями огни если не сказки, то надежды. Несмотря на сдержанный, чуть ироничный тон, «Оставленные» не просто «Клуб "Завтрак"», показанный глазами разочарованного взрослого, или сборник рождественских ситуаций. Это приятное напоминание, что перемены всегда возможны. Даже когда кажется, что лучше всё равно не будет. Даже когда у трудоголиков закончился трудоголь.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).