Найти тему

Олег Пономаренко. Явленный мир

Когда рождается художник? Может быть, когда решает бросить все, принести в жертву искусству не только свое благополучие, но и счастье своей семьи, как это сделал Поль Гоген? А может быть, когда картина, словно луч солнца, попавший на витражное стекло, вмиг зажигает душу и расцвечивает ее миллионом красок, как это было с юристом Василием Кандинским, когда он увидел «Стог сена» Моне? А может быть 78 лет-самый лучший возраст, чтобы увлечься живописью, как в случае с Анной Марией Мозес? А про многих художников мы можем прочесть, что они рисовали с детства, что увлеченность и способности проявлялись с самого раннего возраста.

25 сентября 1948 года в городе Медногорске Оренбургской области, на Урале, родился человек, Олег Григорьевич Пономаренко. А художник родился значительно раньше…Ведь в этой судьбе наконец обрел совершенную и завершенную форму талант, который много поколений мощным творческим зарядом блуждал в роду Пономаренко.

Отец Олега Пономаренко с раннего детства мечтал заниматься живописью, в 1937-м году поступил в Пензенское училище, но с третьего курса был призван в армию. Последовавшие военные годы уничтожили мечты о дальнейшем образовании, искалечили душу, оставив незаживающий очаг боли, который будет еще долгие годы обжигать не только его сердце, но и сердце его сына.

Со своей будущей женой, Верой, Григорий Пономаренко познакомился в госпитале, где восстанавливался после тяжелого ранения и уже после демобилизации, в 1948-м году, разыскал ее. Новую мирную послевоенную жизнь они встретили уже супругами и вскоре родился сын. В нем будто воплотились мечты о счастье, любви, мире, искусстве…

Не получив высшего художественного образования, Григорий Пономаренко все же не оставил мечту о живописи. Он работал в Чимкентской художественно-производственной мастерской, в казахской ССР, где семья и поселилась на долгие годы. И конечно, продолжал писать.

Портрет отца. 1991 Холст, масло. 170х80. Собственность автора
Портрет отца. 1991 Холст, масло. 170х80. Собственность автора

Здесь, в краю, залитом солнцем, в мастерской отца, маленький Олег получал первые уроки. Есть будто даже умысел в том, что к школьным предметам мальчик не проявлял особого интереса. Словно природа специально делала так, чтобы все силы, устремления, внимание было сконцентрировано на одном деле- деле всей жизни.

Поступление в художественное училище Ташкента стало шагом естественным и закономерным.

Уже в годы учебы в училище проявилось личное отношение Олега Пономаренко к теме войны. Его художественные высказывания - это всегда философское размышление о природе человека, о его роли в истории страны и о его личной истории.

Ранняя духовная и художественная зрелость – следствие содержательного общения с отцом, который был наставником, учителем, авторитетным и чутким другом. Свидетельство тому- моральная и философская рефлексия трагического опыта предыдущего поколения сквозь призму жизненного опыта отца, а также множество его портретов, написанных с глубоким уважением и любовью.

Триптих «Вандалы», «Возрождение», «Атланты» - это и дипломная работа, итог обучения в Ташкентском художественном училище, и предтеча будущих больших картин. Образ атлантов -не только символ стойкости и красоты, но и визуализация мечты о Ленинграде и Академии художеств.

Дипломный триптих "Вандалы", "Возрождение", "Атланты", находится в ташкентском Республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова. 1968 г.
Дипломный триптих "Вандалы", "Возрождение", "Атланты", находится в ташкентском Республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова. 1968 г.

Левая часть триптиха, «Вандалы» изображает разрушенный православный храм. Как художник, Олег Пономаренко говорит здесь больше, чем хочет сказать. В центре картины мы видим нациста, вероятно, начальника. Слева от него стоит солдат, лицо которого скрыто в тени. Словно обезличенное, символичное зло, он не может предъявить миру ничего, мы видим только оружие и темноту. А справа -огромная фреска на стене разрушенного храма, Богородица с младенцем. Между ними человек, который совершил много зла и готов совершить еще больше, он смотрит на зрителя в упор, ослепленный злостью, чувствует силу и власть... Но Богородица смотрит с любовью и скорбью на весь мир, а значит, надежда все-таки есть…Есть ли она у этого человека? Дихотомия добра и зла, сложная трактовка человеческой натуры говорят об исключительной зрелости молодого художника, а обращение к православию, как к символу русской культуры в дипломной работе в 1968 году- о независимости и смелости его мышления.

Клятва. 1969 Картон, масло. 50х35. Собственность автора
Клятва. 1969 Картон, масло. 50х35. Собственность автора

В 1968 году Олег Пономаренко поступает в Академию Художеств.

Академия стала реализацией не только его устремлений и даже не только устремлений его отца. Еще прадед будущего художника, живший под городом Белая Церковь, на Украине, был одарен, выполнял альфрейные работы в церквях, был пономарем, подарил потомкам фамилию Пономаренко. Из глубины рода тянулась ниточка вдохновения и художественной одаренности.

И вот молодой Олег Пономаренко стоит перед стенами Академии, которую он взял штурмом, с первого раза блестяще сдав экзамены. А за его спиной поколения одаренных, сильных, талантливых людей…

Здесь, попав в мастерскую знаменитого Е. Е. Моисеенко, он пройдет огромную школу мастерства, останется в Ленинграде- Петербурге навсегда. Но внутри всегда будет светить солнце Чимкента. Недаром среди работ Пономаренко не встретишь портретов города, зато много пейзажей Азии.

Работа над дипломным проектом в Академии художеств как нельзя лучше иллюстрирует способ мышления и действия художника. Из нескольких вариантов выбрали тему, близкую и ученику, и учителю, Е.Е Моисеенко. Эскиз к картине «Победа» все признали состоявшимся. Но были споры относительно соответствия действительности: какой сохранности была квадрига Бранденбургских ворот, можно ли в композицию вписать богиню победы Викторию… Моисеенко отстоял замысел своего ученика, ведь он как никто другой понимал, что правда художественного образа важнее слепого следования фактам.

Эскиз к диплому «Победа». 1973 Холст, масло. 54х70. Собственность автора.
Эскиз к диплому «Победа». 1973 Холст, масло. 54х70. Собственность автора.

Олега Пономаренко отправили в Германию, это была преддипломная поездка, где он смог соотнести свой замысел с реальностью. Замысел остался прежним.

По возвращении домой, он принялся за работу. Сделал много эскизов, среди которых можно выделить этюд солдата, который носит явные черты автопортретности. Будто художник пытается поставить себя на место героя картины, чтобы прожить его опыт и отразить как можно точнее.

Солдат (Автопортрет) 1973 Холст, масло. 79х64. Собственность автора
Солдат (Автопортрет) 1973 Холст, масло. 79х64. Собственность автора

Эскизов было много, а холст долгое время стоял пустой. И когда на преддипломном обходе все увидели картину «Победа», было ощущение чуда, будто она появилась из ниоткуда за одну ночь. На самом деле такой быстрый результат- итог не только большой подготовительной художественной работы, но и многолетней работы душевной.

В самостоятельную жизнь Олег Пономаренко вышел сложившимся, признанным художником.

 "Победа" холст, масло. 1974г., 240х300.  Из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств
"Победа" холст, масло. 1974г., 240х300. Из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств

Многие художники, прошедшие через ад войны, отказывались в своем творчестве от рефлексии этого опыта. Не в силах прикасаться к столь глубокой ране, они излечивали душу пейзажем, дарующем успокоение в вечной красоте природы, натюрмортом, где каждая вещь пела о счастье мирной жизни, портретами любимых людей... Другие же снова и снова проживали трагедию в творчестве, словно пытаясь осознать ее, проиграть еще раз, может быть с другим исходом... Такие полотна пронзает почти физически ощутимая боль.

Военная тема в творчестве Олега Пономаренко звучит иначе. Война входит в его жизнь как травма предыдущего поколения, уже рассказом, уже историей. Но историей такой близкой, что становится частью его жизни, во многом формирует мировоззрение.

От природы наделенный потрясающей зрительной памятью, выросший в семье художника, Олег Пономаренко с детства приобрел привычку, переросшую потом в потребность, фиксировать, зарисовывать жизнь вокруг. Наряду с отличным владением композицией, умением гармонично выстроить множество фигур, это способствовало формирование художника- рассказчика.

И про войну он рассказывает как летописец, с живым волнением, но с такого расстояния, на котором можно вести рассказ, не сгорая в котле эмоций. Он пытается соотнести ценности мирной жизни с приоритетами военного времени, понять и передать амбивалентное, парадоксальное состояние поколения, охваченного горем и ликованием, вынужденного убивать, терять близких и всеми силами стремиться к миру.

Изменения 90-х годов, когда рушилось то, что было построено трудами и кровью предыдущих поколений и казалось незыблемым, сильно ударили по отцу Олега Григорьевича. И сам художник воспринял их очень остро.

В то время, когда многие реагировали на происходящее, отражая ужасы духовного, нравственного упадка, Олег Пономаренко будто уходит «в монастырь духа» и находит опору там. Именно в это время он пишет картины «Звонарь» (1997) и «Феофан Грек» (1998г).

Звонарь. 1997 Холст, масло. 54х34. Собственность автора
Звонарь. 1997 Холст, масло. 54х34. Собственность автора

Как творческий человек, очень многое он делает интуитивно. Возможно, обращение к этим образам в миг, когда земля уходит из -­под ног и рушится мир, связано с его обращенностью к прошлому, вглубь рода, где хранятся передаваемые из поколения в поколение константы, которые и раньше помогали превозмочь трудности и обрести опору в кризис.

Феофан Грек. 1998 Картон, масло. 30х40. Собственность автора
Феофан Грек. 1998 Картон, масло. 30х40. Собственность автора

В зрелом периоде творчества Олег Пономаренко все больше обращается к природе и созерцательности. С 2013 года он много путешествует по Италии, пишет этюды. Солнечные, светлые, легкие, они напоминают ранние пейзажи родного Чимкента. Словно бы замыкая круг, художник возвращается к теме детства, к теме природы, ее вечной красоте. Долгие годы размышлений и душевной работы приводят художника к началу, к роднику детства, к чистому восприятию красоты, не омраченному знанием темной стороны мира. Художник стремится к раю, путь туда тернист, но без этих терний не было бы личности, не было бы художника.

Олег Пономаренко- художник реалист. Его реализм проистекает не из убеждений или художественных пристрастий, а скорее, из системы ценностей, заложенной семьей. С детства находясь на стыке обыденного и великого, он научился видеть великое в обыденном. Рассказы отца о войне, бережно хранимые им зарисовки партизанского быта, глубоко личное и в то же время огромное, многомилионное переживание Победы, не только как победы над фашизмом, но и как победы жизни над смертью, радость, которую люди, вернувшиеся живыми с войны, испытывали от простой жизни, задали очень высокую планку ценности бытия как такового. Он пишет мир явленный, не просто существующую материю, а мир как явление, как чудо само по себе.

В 1995 году Олег Пономаренко пишет картину «Млечный путь». Бескрайнее поле, бездонный космос и мальчик, который вывел лошадей в ночное. Зачарованный, смотрит он на мир, дивясь его совершенству и растворяясь в нем. Мир явленный, дарованный для счастья, прекрасный и гармоничный, за которым, несомненно, есть что-то большее…

Млечный путь. 1995 Холст, масло. 80х60. Из коллекции Ф.Х. Мансурова
Млечный путь. 1995 Холст, масло. 80х60. Из коллекции Ф.Х. Мансурова

Елена Долгушина