Найти тему
Колея

Армейская рыбалка

В Амуре и его притоках самая богатая и разнообразная ихтиофауна в России, справочники приводят разные цифры от 130 до 139 видов рыб. Такого разнообразия нет в дельте Волги, в Астрахани. Поэтому когда прибыли в Нерчинск, у меня не проходило желание, сгонять в самоволку, на рыбалку. Официально, увольнительную или какую то отлучку оформить нельзя, мы прикомандированные к местной части, кто захочет нести ответственность за чужих, рисковать погонами? В нашей бригаде техбата, Павлуха (Павел Павлов), сварщик (Анатолий) и я прослужили по году, "черпачки", Сеня - полгода, "салага", двое ещё "духи", Николай с Урала, и Володя из Краснодара, майский призыв. В техбате парни служили по приобретённой на гражданке специальности, а также после техникумов, так что дедовщина в нашей части особо не проявлялась, бывало уходили со службы в 28 лет, поскольку поздно призывались. Недели не прошло как сходил на разведку. Главное наметить путь по городу, не вляпаться патрулю. Пятница! После завтрака надо готовиться и после обеда уходить.

Первое, отправил Сеню на заготовку в столовую, запастись продуктами на три дня. У нас, во всех гарнизонах где мы успели побывать в командировках с Семёном Распоповым, блат в столовых. Сеня - из деревни староверов на реке Онон - очень вежлив и уважителен. Люди, когда слышат его необычный правильный говор со старославянскими словами, произнесёнными певуче, явственно, негромко, вежливо невольно осматривают его. Рост под два метра, мощные покатые плечи, лицо - копия Вицина - благообразное и спокойное, кроткая улыбка, которая заставляет улыбнуться в ответ. Он никогда не начинал с просьбы, он выявлял проблемы: разгрузить, погрузить, принести, заварить, наточить и в крайнем случае нужны ли какие либо трубы, отводы, заглушки, фланцы, вентиля и так далее? В солдатских столовых для него находились самые невероятные в армейском быту продукты, вплоть до мармелада, шоколада и красной икры.

Второе. Сварщика Анатолия с помощником послал доделывать острогу и карбидку для лучения.

Третье задание . Павлуха и Володя должны были запастись посудой, ведром и наживкой (накопать червей), а также проверить и забрать снасти для рыбалки, которые мы заранее заказали и получили.

Сам пошёл представительствовать на объекте, в 100 метрах от гарнизонной столовой. У меня объект-котельная, сборка и монтаж 8 котлов "Энергия - 2". Бригадир на месте, значит бригада работает. Бригадир - главный распорядитель и ответчик в техбате. Пробыл на объекте почти два часа, никто из начальства не появился.

Чудесный солнечный день. В Забайкальский край можно влюбиться: за солнце, за необыкновенные пейзажи, за сопки, окрашенные в разное время необычными фантастическими красками, за сухой климат и абсолютное отсутствие грязи. Проходит дождь любой силы - через два часа сухо. В связи с тем, что нерчинская степь - край малолюдный - это настоящий аптечный огород, здесь краснокнижных растений в том числе целебных (противораковых), редких, несколько десятков. Плюс обычные, лечебные травы , не попавшие в Красную книгу. Люди в России не знают и умирают, в Китае знают и собирают.

Из животных и птиц много редких и эндемичных: почти в стаи собираются балабаны, есть дрофы, нередка скопа, кое где бегают корсаки за тарбаганами, переваливается с боку на бок даурский ёж. Перечисляю только краснокнижных животных.

После двух часов выступили, город пришлось обходить с запада по оврагам, где патруль не появляется, но всё равно опасный участок почти в пятьсот метров, проходили осторожно, через улицы, прилегающие к Нерче. Нам нужен участок где можно пройти вброд на остров, а брод расположен в центре города.

Кстати Нерчинск, стал городом царским указом в 1689 году, первым и единственным городом, на пространстве от Байкала до Тихого Океана. В Нерчинске был подписан первый межгосударственный договор с Китаем.

Река Нерча, в районе Нерчинска, распадается на три рукава. Мы прошли вброд два. Глубина чуть выше колен. Всё! Мы на острове. Остров - место отдыха нерчинцев, поэтому, чтобы обеспечить скрытность пошли на запад сколько возможно, получилось далеко и хорошо. Шли по тропинке, удобный берег приглашал остановиться, везде. Берег на острове пологий, песчаный, песок мелкий и тёмный, где три, где пять метров от берега с песчаной полосой, начиналась мелкая приятная округлая галька. С дровами проблема, очаговые заросли с ветками в палец в толщиной - кустарник, не те дрова, к которым мы привыкли. Остановились как бы на мысу, чуть повыше, чем вокруг и где в остров врезался небольшой заливчик. Присели и стали приглядываться к вяло текущей воде. Увидели бороздки на дне, вспомнили, что местные нам рассказывали про рыбалку где начинают с того, что ловят и готовят раков. Речные раки, значит вода предельно чиста. Нерча берёт начало в хребте Олёкменский Становик с западного склона горы Чернышёва на высоте 1200 метров, далее идёт по ущельям и тайге, в среднем течении проходит через озера, общей площадью 24 квадратных километра, принимает более 100 притоков и впадает в Шилку недалеко от Нерчинска. До Нерчинска река проходит без малого 580 км через 5 небольших сельских заимок, что объясняет чистоту воды. Питание преимущественно дождевое. Нам бы надо было знать...

Пришли и разделили обязанности, кто стал обустраивать бивак, кто ловить раков. Вода настолько чистая, что если идёшь по бороздке против течения, несколько секунд и вот он подлец, за метр видно, берёшь под клешни и в ведро. Потребовалось где то час чтобы настрогать ведро, которое быстро оказалось на костре. Конечно бивак у нас был скромным в плане удобств, но молодость не замечает. Воздух на острове, настоянный на солнечном свете и тепле, с осязаемым приятным запахом буйной растительности, делал настроение приподнятым, радостным. По праву старшинства, рыболовными снастями заведовал я. Подготовил и забросил донки-закидушки, насадив на крючки червяков, а на одну кусочки раков. В хлопотах и перекусе день закончился, а мы знали по рассказам местных, что клёв на забайкальских реках, начинается после девяти вечера и длится до часу ночи. Только сом, налим, змееголов, другие засадные рыбы могут брать когда захотят. Тёплый тихий вечер, всплески и журчанье воды у противоположного обрывистого берега, тихое щебетание птиц, петь то они уже перестали, сидят на гнёздах. Мои товарищи дремали, может кто то и спал, а я пошёл проверять закидушки. Они меня разочаровали, никто к крючкам не подходил. Потянул последнюю, что то зацепил, какое то бревно, тяжело идёт, но ровно, явно что то неживое. Не порвать бы леску, не оборвать крючки. Для нас это дефицит. Где то в шести - семи метрах от берега леску круто и сильно повело в сторону до рези на ладонях, как то интуитивно, перед моментом когда леску повело в другую сторону я успел подтянуть рыбину (теперь не было сомнений) к мелководью и крикнул парням. Кто то из них подхватил рыбу с боку и выкинул на берег. А она энергично поползла в сторону воды. Схватил большой камень и треснул по голове. Голова как кастрюля, а пасть! В пасть войдут два сжатых кулака. Мне ранее не приходилось ловить настолько крупных рыб и ни разу не попадались сомы. Вот почему к крючкам на закидушках не подходила рыба, видать этот "полицейский" делал не таясь променад перед берегом.

Стемнело, а карбидку не успели заправить. Поэтому обменявшись интересными рассказами о рыбалке, потихоньку замолчали и решили разделать это чудище, утром. На всякий случай, немного спустя, я решил проведать трофей в темноте и не найдя его, бросился к берегу. Обнаружил в метре от реки. Сом прополз несколько метров с разбитой головой. Пришлось повторить экзекуцию и оттащить уже подальше, в кустарник.

Утром Сеня взялся за готовку, Володя у него был в помощниках, Николая назначили главным по ракам, а мы втроем разделив снасти, разбрелись по берегу. Серебристые толстенькие амурские карасики, такие же только узкие, чебаки. Вскоре Семен позвал завтракать. С учётом наших запасов - это было шикарно. Жареный сом. Конечно на вкус и цвет товарища нет, но по моему ощущению вкуснее чем жареный, на сковороде, амурский сом, может быть только касатка - скрипун. О которой позднее, в описании рыбалки на Шилке. Мякоть сочная, средней жирности, почти без костей, без всякой приторности и привкуса как у жирных сёмги или форели. Съесть можно безразмерно много., что мы и сделали, оставив только обрезки для приманки.

После завтрака каждый занялся тем, что ему хотелось. Мне хотелось продолжить рыбалку. Я был немного раздосадован тем, что чувствовал себя растерянным вчера и пацаны это видели. К вечеру удалось поймать ещё два экземпляра, выводка которых, дала мне неизъяснимое удовольствие, я никого не звал на помощь. Правда размеры сомов были значительно скромнее, килограмма на полтора, каждый.

Обед у нас был рыбный, но уже уха из чебаков, серебрянных карасиков и одного ленка, пойманного Анатолием.

Воскресенье, солнечное утро, до горизонта ни одного облачка, тишина, прерываемая негромкими природными звуками, тепло и прибыла вода. То есть место где устанавливали колышки закидушек оказались в воде, берег отступил почти на метр. Мы не встревожились и как выяснилось, совершенно напрасно. К обеду нам стало ясно, что влипли. Вода несмотря на ясную погоду прибывала на глазах, нам выросшим в другой местности это было непонятно. Где то в верховьях идут дожди и вода прибывает молниеносно, почвы вокруг песчано-галечные, поэтому и грязи нет. Мы вспомнили про брод и то, что в части мы должны быть к вечерней поверке, отметиться.

Собрались, что то положили в рюкзаки, что то в ведро из под раков и быстро быстро пошли. Дошли до места брода и ошалели, там где проходили по воде с уровнем чуть выше колена было видно, что будет минимум по грудь. На берегу вырубили три шеста, где то под три метра, распределились на пары и пошли парами в связке, по два человека. Уже почти закончили переход, когда идущие последними Николай с Володей закричали и мы увидели что молодого сносит поток воды и он держится за шест, выстелившись по поверхности. Тоненький, недавно от мамки, хотя и высокий. Здоровяк Семен быстро передал свой конец шеста Анатолию и поймал молодого под плечи и вместе с ним вышел на берег.

После пережитого стресса смеялись, шутили и начали одеваться. Меня ждал сюрприз. Стараясь выслужиться, наш Володя, сложил отдельно мои вещи: аккуратно свёрнутые гимнастёрку, брюки и сапоги в ведро, а не в рюкзак, и которое бросил, когда его понесло.

Я представил картину: идёт по центру города солдат, в трусах, босиком, выглядывая Патруль, затем по оврагам с колючками и чёрт знает с чем ещё, потом по гарнизону, через плац, мимо штаба батальона, дежурного по части и дневального. Допустим удалось. Но кто завяжет языки. Ведь начало воскресного вечера. Так влипнуть на ровном месте и стать посмешищем?

Пришлось забрать съестные запасы и наказать Семёну принести одежду и сапоги на остров, завтра, до утренней поверки, У нас у каждого была сменка, а поскольку я был бригадир то и сменка у меня была новее утопленной. Вернулся на остров. Из одежды только трусы. Разжёг небольшой костерок, но без одежды у костра удовольствие ещё то. Не поверил бы никогда и никому, что можно спать в воде, на берегу. Прибрежная нагретая полоса песка, тёплая речная вода, почти полностью окутывает и ласкает тело прибрежной волной, приятнее чем одеяло. Я успокоился и только прислушивался к окружающим звукам. К утру немного замёрз, но в воде было теплее чем на воздухе. Надо правду сказать, Семён молодец, только рассвело он был уже на острове.

Всем желаю пережить подобное приключение.

17.03.24