Этот фильм нынче получил двух «Оскаров»: в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший звук». Посмотрел. Есть в нём очень хорошие находки, но их не много. В целом – типичный фильм для фестивалей. Красиво снятый и нудный.
Польша, 1943 год. Райский уголок, в котором живут папа-немец, мама-немка, пятеро детишек и немецкая прислуга. Чудный дом, роскошный сад, всё бы ничего, только в саду высокая серая стена с колючей проволокой наверху. А всё потому, что этот райский уголок расположен под стенами лагеря смерти Освенцим. А папа-немец не кто иной, как комендант лагеря Рудольф Хесс.
Нет, заключённых и их страдания нам не покажут вовсе, до счастливого семейства лишь иногда будут доноситься их предсмертные крики, но родители с детьми с этим уже свыклись и не обращают на такие пустяки никакого внимания.
И от этого соседства становится жутко. Режиссёр – красавчик. Только ты начинаешь отходить от первоначального шока, режиссёр снова даёт тебе пощёчину: из лагеря принесли обновки для прислуги. Догадайтесь, с кого их сняли.
А вечерком сыновьям Хесса не спится, и они играют чьими-то золотыми зубами.
Ударил зрителя режиссёр по щекам несколько раз, да и успокоился. Он будет показывать, как Хесс любит своих детей, холит жеребца в конюшне, но зритель немного уже пообвыкается в этой обстановке, и ему уже не так ужасно, как в первые минуты фильма. Может, этого эффекта и пытался добиться режиссёр? Не знаю, зачем это ему?
Какая-то девочка в ночи пробирается на территорию лагеря и всюду раскладывает яблоки. Не знаю, была это территория лагеря или просто место, где днём работали узники.
Если здраво поразмыслить, не могла она пробраться на территорию. Всё-таки, лагерь смерти, а не проходной двор. Может, это фантазия режиссёра? По большому счёту, это не фильм в традиционном смысле, а какой-то артхаус. Он начинается тем, что зритель ровно три минуты смотрит на чёрный экран. А я не очень люблю подобные приёмчики. Как написал один из зрителей: «У меня пельмени убежали, пока я смотрел на этот чёрный экран!»
Что ещё случится в фильме? Хесса отправят на повышение, семья останется в доме, он будет иногда позванивать жене. А в конце фильма нам покажут современную экспозицию музея в Освенциме, где за стеклом лежат горы вещей, которые принадлежали людям, погибшим в этих застенках.
Вот как бы и весь сюжет фильма, который вам предстоит смотреть 1 час 44 минуты. Под конец, если честно, мне захотелось спать, вот такой я некультурный скот.
Обратил я внимание на одну маленькую деталь. Прислуга болтает между собой, обсуждая какую-то немку по имени Линда, которой муж разрешил усыновить польского мальчика. Деталь, повторюсь, абсолютно незначительная, однако, когда я услышал это, у меня просто лицо вытянулось. Ариец решил усыновить унтерменша? А дядя Ади об этом знает? А может, сразу негритёнка усыновили бы – он бы им песни про шоколадных зайцев пел, всё ж не скучно!
Дело в том, что фильм этот – совместного производства. Его сняли США, Великобритания и …Польша. А, ну вот и объяснение. То есть, всех славян немцы считали унтерменшами, а вот поляков как-то сразу полюбили, они же такие симпатяги! С них даже в 1939-м и начали всю движуху. Всё-таки есть в поляках что-то украинское. Я имею в виду желание припасть к сапогу «белого господина».
Так что я думаю о фильме? Несколько классных находок и полтора часа нудотени. «Юра дворник» куда интереснее, я бы лучше ему «Оскара» отдал, мне не жалко!
"Палец вверх", товарищ!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Зона интереса» (2023).