Найти тему

Принятие решений

Оглавление

В большинстве случаев все решения в компаниях принимаются за дверями высокооплачиваемых сотрудников, или в закрытых чатах. Главное не привлекать никакого внимания к процессу. Буквально тайное собрание! Эта мистификация «важнейших решений» не способна ничего улучшить и тем более правильно выбрать курс для бизнеса.

Веб-аналитик Авинаш Кошик ввел термин: «highest paid person’s opinion», то есть «мнение самого высокооплачиваемого сотрудника».

Каждый из нас сталкивался с такими людьми - «экспертами» с многолетним опытом. Им наплевать на данные, они придерживаются только своих планов, потому что лучше знают что и как нужно делать. Этот способ управления и принятия решений очень опасен для бизнеса!

Аналитическая цепочка ценностей состоит из многих звеньев, но именно звено принятие решений обсуждается меньше всего. В компании могут работать супер аналитики, идет отличный сбор данных, все визуализировано по всем правилам UX/UI, но это попросту будет валяться на полке если руководство принимает решение по наитию.

Как принимают решения?

Интуиция правит балом! Вы все это прекрасно знаете, понимаете проблематику этого подхода. Возможно даже пытаетесь бороться и объяснять коллективу патовость такого стиля, или просто сидите помалкивая получая свои дивиденды и зарплату. Да, суровая правда!

Практически всегда в малом и среднем бизнесе решения принимаются на основе личного опыта, консультации с другими людьми (фактически с личным опытом чужого человека), либо нашей интуиции. На разработку и принятие решения на основе анализа данных, даже простых фактов(!) энергии не хватает.

Почему так происходит? Если не вдаваться в подробности можно выделить три фактора:

  • сами данные: они ужасно собраны и обработаны, либо отсутствуют
  • корпоративная культура: тут речь не про печенье и удобный офис возле метро
  • человеческий мозг: ленив, склонен все упрощать

Можем ли мы в принципе быть объективными при принятии решений? Не думаю. Мы всегда прислушиваемся к своему внутреннему голосу, но слушаем его только в определенном контексте. Если контекст формируют верные цифры и факты, то ваши решения будут высокого качества.

Управление, информирование или влияние?

У данных нет интеллекта, они не способны ничем управлять. Например, вы ведете автомобиль и принимаете решение о повороте на основе данных вашего навигатора, он говорит "поверните налево", и вы поворачиваете. Можно ли это назвать управлением? А если вы знаете, что после вчерашнего дождя там огромная глубокая лужа из-за неработающей ливневой канализации, а Алиса просто не в курсе :) Жаль будет окунуться в нее, ведь вы только помыли свою машину! Едем прямо!

Навигатор не приставит вам пистолет к виску и не будет заставлять поворачивать. Речь об управлении на основе данных, не идет в отрыве от интуиции. Данные и интуиция дополняют друг друга.

Нужно стремиться к тому, чтобы данные оказывали ВЛИЯНИЕ на принятие решений, чтобы опытные руководители располагали адекватными данными, на которые они могут опираться в поисках ответов на правильные вопросы о том, что и насколько эффективно они делают.

Данные не управляют действиями, они задают вопросы и стимулируют размышление. Иными словами они информируют нас, затем оказывают влияние на принятие решений. Только после этого мы переходим к управлению на основе данных.

-2

Что осложняет процесс принятия решения?

Данные

Мы уже много раз обсуждали что данные должны быть своевременными, адекватными и достоверными, в противном случае размах действий будет очень ограничен. Пробежимся еще раз:

  • качество данных: информация должна быть полной, и правильно высчитанной
  • объем: не допускайте перегруза или недостатка в данных. Если данные увеличиваются быстрее вашей способности их обработать, уменьшайте выборки, агрегируйте и автоматизируйте обработку
  • сигнал и шум: мусора в любых источниках данных хватает всегда, учитесь отделять информационной шум от ценных зерен

Корпоративная культура

Об этом было уже сказано десятки раз в других статьях. Но повторюсь, стройте аналитическую культуру в компании снизу вверх. Барьеров будет предостаточно, но мы попробуем с ними справиться.

Ценность интуиции

Да, вы сильно заденете эго руководителя у которого "большой жизненный и бизнес опыт", сказав ему о том, что он оказывает себе и компании медвежью услугу, принимая решения самостоятельно на основе интуиции. Будьте хитрее, скажите, что он обладает сильной интуицией, но смотреть на принятие решений лучше через призму собранных и обработанных аналитически данных.

Неумение работать с данными

Ничего удивительного, только сегодня этот способ ведения бизнеса на основе данных начинает зарождаться в малом и среднем сегменте. Мы все так или иначе в университете сталкивались с высшей математикой и статистикой, правда это была забыто. Современные тренеры и бизнес коучи не учат грамотности в отношении данных, а статистическая безграмотность это самый сильный барьер.

Отсутствие прозрачности

Убийственный коктейль получится если объединить приоритет интуиции, неумение работать с данными и не подотчетность. Аналитики должны убеждать руководство в своих выводах и приводить веские доказательства. Они должны предоставлять достоверную информацию о размере выборки, относительной величине погрешности, доверительных интервалах. Более того, обо всем этом они должны говорить языком, понятным руководителю.

Когнитивные барьеры. Человеческий мозг

Горькая правда состоит в том, что чаще всего мы принимаем не объективные решения, держимся за прошлый опыт и зацикливаемся на устаревших деталях. Влияние таких факторов носит название когнитивных искажений. По Даниэлю Канеману существует две системы мышления:

  • система 1 - шестое чувство
  • система 2 - сознание, мы пользуемся им при долгих размышлениях и математическом анализе

Нельзя постоянно опираться на систему 1 по следующим причинам:

  • Мы не отличаемся постоянством, наше состояние часто меняется, особенно эмоциональное.
  • Мы помним то, что не происходило. Подсознательный сбор информации искажает наши прошлые события
  • Мы не компетентны. У нас в голове засела "иллюзия правильности"
  • Мы инертны, и тяжело отказываемся от устаревшей информации
  • Мы фиксируемся на не имеющих значения данных

Ко всему этому можно прибавить ошибку выжившего в принятии решений - когда вы опираетесь на удачный опыт нескольких стартапов или работающих бизнесов, добавляем в коктейль эффект новизны важных новостей во всех СМИ, а так же немного уксуса в виде доверия презентабельным коучам на вебинаре «Успешный успех».

-3

Когда интуиция работает?

Да все в порядке у вас с интуицией, она работает :), правда сложно спрогнозировать ее точность, но как то же пожарные определяют,что из здания нужно срочно выходить, ведь оно рухнет через минуту, медсестры и врачи без анализов определяют болезни, игрок в покер знает что у соседа фулхаус... Много таких историй, когда человек за секунду до падения бетонной плиты решил пойти за кофе или просто отойти в сторону позвонить.

Чтобы развить такую интуицию потребуется немало времени! Но даже при мощной системе 1 используйте ее только для проверки фактов.

Например: если данные не соответствуют ожиданиям, это может быть сигналом о необходимости еще раз проверить статистическую выборку.

В заключении о решениях

Процесс принятия решений очень сложен. Все мы подвержены когнитивным искажениям, проблемами с данными и корпоративной культурой. А раздутое эго руководства мешает быть объективными даже при наличии отличного аналитического отдела. Наша интуиция может стать частью процесса принятия решений, без нее скорее всего не обойтись, но относится к ней надо ироничнее.

За каждой цифрой стоит человек, принимающий решение: что анализировать, что исключить из процесса анализа, в какую рамку поместить ту картину, которую рисуют данные. Сделать заявление, построить простейший график — означает сделать выбор, и при этом несовершенство человеческой натуры непременно даст о себе знать.

Когда кто-то говорит данные показывают, он притворяется, что существует единственная интерпретация этих данных, но это далеко не так. Подобное ложное убеждение мешает задавать важные вопросы, например «Можно ли на основании этих же данных выстроить альтернативную и в равной степени убедительную гипотезу, ведущую к другому заключению?»

Вывод - опирайтесь на данные, но внимание концентрируйте именно на конечной цели ваших решений!

Удачи!