Аналитика требует слаженной командной работы: в основе фундамента стоит корпоративная культура. Чтобы ваша компания управлялась на основе данных придется здорово потрудиться отделу HR, чтобы подобрать сотрудников с навыками перекрывающими проблемные области.
Сложность будет в подборе кандидатов, а не в их количестве. Необходимо придерживаться "правила двух пицц" Джеффа Безоса: подразумевает малочисленную группу, которую можно накормить двумя пиццами. :) Команда из пяти-семи человек.
Найм новых сотрудников можно назвать аналитическим тетрисом. Придется долго перебирать кирпичики кандидатов, чтобы понять на какую из следующих ролей его поставить в своей компании:
- Предприниматель
- Творческий специалист
- Разработчик
- Исследователь
Эти 4 роли соответствуют названию позиции в работе с данными. В более крупных организациях их будет больше. В малом и среднем бизнесе все мечтают найти себе сотрудника, который будет совмещать в себе все эти роли. Кстати, все прекрасно понимают: многорукий многоног большая редкость на рынке труда.
Всех наверняка заинтересовала позиция творческий специалист и как его оценивать. Их можно считать не самыми сильными и не самыми слабыми в коллективной аналитике. Но не буду расстраивать тех, кто относит себя к этой категории - творческий специалист все равно вносит весомый вклад в общий успех, смотря как распорядиться навыками! Кстати, сегодня эту позицию в себя иногда включает спец по построению BI-систем.
Навыки для каждой позиции такие:
- аналитический склад ума
- внимание к деталям и методичность
- рациональный скептицизм
- уверенность в себе
- любопытство
- навыки общения и повествования
- терпение
- любовь к данным
- стремление учиться
- прагматизм и деловой подход
Выполнение всех, гарантирует решение главной задачи - ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ. При общении с кандидатом в штат или фрилансером, задайте ему вопрос по практическому случаю из вашего бизнеса. На какие показатели и данные он обратит внимание?
Организация работы аналитиков в компании
Вариантов взаимодействия аналитика(ов) с командой не много. Мы рассмотрим только 2 модели:
- Централизованная - есть подразделение или руководитель и все аналитики подотчетны ему
- Децентрализованная - аналитик работает на каждый отдел и направление без единого вектора
В централизованной модели все довольно просто, такая схема работает с хорошей результативностью. У аналитиков больше возможности для карьерного роста, выше уровень вовлеченности и поддержка коллег не заставит себя ждать.
А вот во-втором случае мы сталкиваемся с тем, что аналитик оказывается оторванным от других направлений компании. Это приводит к риску избыточных усилий, несовпадения инструментария, навыков, определений показателей и реализации. Такое мы часто встречаем в крупных структурах погрязших в электронной бюрократии... Выбор за вами!
Найти многорукого многонога, о котором мечтают руководители малого бизнеса, практически невозможно. Придется оперировать между аутсорсингом, фрилансерами, консалтинговыми агентствами.
Но выход есть - это грамотная расстановка приоритетов при построение отдела аналитики и не фанатичная работа с данными. Малые данные и их обработка, не требуют большого количества сотрудников и знания всех инструментов в скопе с языками программирования.
Удачи в поиске!