На самолете после взлета загорелся один из четырех двигателей.
Василий ОСИПОВ.
Транспортный самолет Ил-76, совершавший учебный полет, упал в Ивановской области, недалеко от деревни Подталицы, не дотянув до аэродрома около двух километров. Предварительно на борту находилось 15 человек.
Минобороны РФ, подтвердив факт катастрофы, назвало причину крушения - пожар одного двигателя при взлете. По свидетельствам очевидцев, след дыма от двигателя появился сразу после взлета, а затем от него отвалилась часть.
Из истории Ил-76
Ил-76 - первый в СССР транспортный самолет с реактивными двигателями, предназначенный для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах. Первый опытный самолет, построенный в Москве на машиностроительном заводе "Стрела", поднялся в воздух в 1971 году. Первый серийный Ил-76 совершил свой первый полёт 5 мая 1973 года с аэродрома ташкентского авиационного завода, где была организована его сборка.
Всего за годы производства построено 955 самолётов, из них более 100 отправлено на экспорт. Эксплуатируется 393 самолёта. За это время в катастрофах (кроме случаев поражения) по разным причинам было потеряно примерно 20 машин. Среди причин ЧП – человеческий фактор, а также технические неисправности.
Основными причинами потерь из-за ошибок личного состава стали преждевременное снижение (9 случаев) и грубые посадки (4 случая).
Двигатели - слабое место
Более 50% потерь Ил-76 связаны с отказами двигателя Д-30КП, половина из которых - пожары. По логике самолет может производить посадку и без одного из двигателей, но на практике получалось иначе.
В октябре 1989 года на Ил-76МД, через 5 минут после взлета начался пожар двигателя, который бортовыми средствами потушить не удалось. В процессе захода на посадку разрушилось полукрыло и самолёт столкнулся с водной поверхностью. Причина – разрушение межвального подшипника двигателя.
В апреле 2001 года у самолета на разбеге (в Бельгии) сработала сигнализация о пожаре двигателя, экипаж принял решение о прекращение взлёта и попытался на высокой скорости срулить в одну из рулежных дорожек. Но при развороте самолет сошел с ВПП, сломал носовую стойку шасси и зацепив левым полукрылом землю. Списан.
В сентябре 2009 на Ил-76МД ВВС Ирана загорелся двигатель, после чего воздушное судно начало аварийное снижение. При этом, оторвавшая часть фюзеляжа повредила киль. Самолёт столкнулся с землёй.
Также катастрофы, связанные с пожарами двигателей происходили в 2008, 2022 годах.
Знакомый летчик, который до сих пор летает на Ил-76, прокомментировал мне новость матом. Если перевести, то получится:
"Пожар на взлете - это страшно. Скорость небольшая, а тут двигатель нужно выключать. Двигатель горит обычно хорошо с переходом на крыло, не всегда получается потушить (практически никогда). В общем, позитивных вариантов практически не было."