Говорят, что сам Сталин сыграл важную роль в создании касты "воров в законе" криминального мира. Ведь за свои революционные взгляды он провел два года в тюрьме и заслужил уважение воров. Он знал о иерархии заключенных и о том, что порядок на зоне поддерживается несколькими уважаемыми ворами, которые живут по особым законам.
Воры имели свои «понятия» и строго их соблюдали. Нельзя красть у ближнего и лгать среди своих. Надо вовремя платить по долгам. Не следует обращаться к милиции, власти. Запрещается брать в руки оружие и убивать. Не приветствуется женитьба и дети у воров – никакого продолжения рода. Им не нужны были богатства, дома, квартиры и накопления. По понятиям, вор в законе должен отойти в мир иной на нарах. И отступившие от правил «отвечали» по всей строгости воровского закона. Но в 1970-е что-то пошло совсем не по этому сценарию…
❤️Дорогие друзья, к сожалению, Дзен ограничивает некоторые публикации пометкой 6+. Если вы хотите читать и смотреть видео без цензуры, то ждём на Телеграмм-канале 👉 https://t.me/zagranyuistorii
Сходка в КГБ
В начале 1970-х произошло первое отступление от «понятий», что повлекло за собой все больше нарушений в воровском мире.
Сама жизнь тоже менялась. Появились спекулянты на валюте и различных дефицитных товарах. В подпольях выпускали товары широкого потребления, для тех, кто любит «фирму», но не может ее достать. Расцвет рынок драгоценностей… Расширение воровской деятельности стало следствием всего этого «раздолья». Но были несогласные с таким «раскладом» и это привело к встрече власти и воров.
Итак, 1972 год, Москва, Управление КГБ, где состоялась странная встреча, о которой до тех пор и не помышляли. Отцы криминального мира сами инициировали этот «круглый стол», придя с жалобой в органы.
«Подобное невозможно было себе представить. По одну сторону стола сидели люди в штатском. Как минимум, полковники. По другую – короли уголовного мира. Это был не допрос, а вполне мирная беседа». Цитата из передачи «Следствие вели» Л. Каневского.
В ходе этой беседы оперативники многое узнали о банде Монгола, авторитета, ставшего толстой костью в горле у всех старых преступников Москвы. Что же он такого сотворил, почему его так боялись "воры в законе"?
Безопасность страны под вопросом
Но сначала авторитеты в КГБ слукавили, обставив дело так, что, мол, западные спецслужбы активно используют советский преступный мир в своих целях и вывозят из страны антиквариат.
Причем в этом участвуют партийные чиновники, тайно переводя деньги на заграничные банковские счета. В общем советская номенклатура сближается с преступным миром и такое положение дел вело страну к гибели. Воры интересовались у КГБ, что же с этим делать.
Но на самом деле в первую очередь воры думали не о благополучии страны, а о своей выгоде и безопасности. Они встревожились , что в криминальном мире происходит раскол на тех, кто чтит воровские традиции и на тех, кто работает вместе с партийными шишками и ментами.
Последние создавали банды без правил и авторитетов. Ясно, что воры в законе не стали бы идти в КГБ, если бы сами справлялись с угрозой. Но у них не было таких возможностей, к тому же они боялись тех, кто разрушает старый уклад. В первую очередь это и был то самый Монгол, немало наворотивший в столице.
Антиквар в гробу
Антиквар Вальдемар Миркин, с которого началась преступная деятельность Монгола, ехал на своей «Волге» на работу и его похитили за отказ поделиться барышами. Какие-то люди вывезли антиквара в лес и затолкали в гроб, затем стали пилить крышку прямо над лицом бедолаги. Миркин чуть не тронулся рассудком от страха. Он рассказал, где лежат его деньги и отдал все ключи.
Антиквар имел связи среди членов партии и чиновников, привозил им редчайшие произведения искусства. Потому по «просьбе с верхов» милиция взялась за поиск бандитов основательно. Главарем банды был Карьков Геннадий Александрович по кличке «Монгол», не раз бывший в поле зрения правоохранителей.
Монгол и его команда
Карьков – уроженец одной из деревень Нижегородской области 1930 года рождения. После школы поехал в Москву, поступать в вуз. Но не поступил, занимался щипачеством в трамваях, чтобы обеспечить себя в столице. В 1955 году его осудили по статье «Хищение гос. имущества, совершённое орг. группой» и впаяли 10 лет, из-за изменений в законе, несмотря, что это было его первое преступление.
В тюрьме Карьков познакомился с вором Васей Бриллиантом. Гена оказался жестким, хватким, смышленым, и этим нравился Васе, а к его словам тогда прислушивались. Кличка «Монгол» пристала к Карькову тогда, за раскосые глаза и типичную внешность азиата.
Он вышел по досрочке, а от оставшихся досиживать авторитетов ему выдали «маляву». То есть рекомендательное письмо от воров в законе, чтобы на воле Монгола встретили, одели, обули и накормили свои. Те, кто помог Монголу обустроить жизнь и стали первыми кадрами в его страшной банде.
Плевал на правила
В 1966 году Монгол опять попался. В 1969-м освободился, решил снова отправиться покорять столицу, чтобы разбогатеть. Понятки воровского мира соблюдать он не собирался и начал собирать отчаянных и беспринципных личностей. Среди них были и настоящие психи. Например, Палач, бандит, методы воздействия которого на людей были очень страшными. В банде Монгола было 30-50 человек.
Через пару месяцев Монгол начал собирать дань с советских подпольщиков, которые вели нечестную торговлю. Еще Карьков заставил игроков в кегли отдавать ему четвертую часть их дохода. Эти каталы разводили посетителей на ставки. Карьков, по сути, нарушал правила «воров в законе». покушаясь не на свое поле деятельности.
Повесили за несговорчивость
Монголу однажды доложили, что директор шашлычной на Ленинградском проспекте Антонина Ломакина сколотила целое состояние, «правильно разделывая и продавая мясо». Бандиты поймали ее и повезли к ней домой, чтобы та отдала деньги. Но Ломакина подняла крик в дверях, стали выходить соседи. Монгол дал команду к отступлению, и бандиты быстро ретировались».
Через пару дней преступники вновь похитили богатую директрису и отвезли на этот раз в лес. Повесили на дерево, но только на 15 секунд и обрезали верёвку. Антонина ужасно перепугалась и в шоке молчала, не понимая, что вообще происходит.
Поняв, что от директрисы ничего не добьются, бандиты выбросили Ломакину подальше от Москвы, надев на шею похоронный венок. Женщина еле добралась до дома. На следующий день она сама отдала бандитам свои сбережения. А Монгол велел вынести из ее квартиры всю дорогую мебель.
Выдавали себя за милиционеров
Говоря, что они выиграли ставку на ипподроме, аферисты пригласили лейтенанта Чугаева в ресторан гостиницы Северная, чтобы «отметить удачу2. Милиционер напился до чертиков. Его отнесли в номер, раздели, забрали форму, удостоверение Чугаева и ушли.
Удостоверением милиционера воспользовались уже скоро. Банда Монгола, нарушая понятки, напала на воров-домушников, вернувшихся с прибылью, и «конфисковала» у них все золото, серебро и антикварные ценности. Потом этих воров задержала настоящая милиция. Они и рассказали, что приходил сотрудник милиции с коллегами и все забрал. В Угро поняли, что такой дерзкий налет на воров устроила банда Монгола.
В общем, в КГБ были наслышаны о Монголе, потому визит авторитетов с предложением поймать этого бандита был на руку правоохранителям. Конечно, авторитетов мало волновали налеты и вымогательства Карькова. Воры в законе боялись сближения простых уголовников (таких как Монгол) и коррумпированных чиновников. Если бы такое произошло, то воры в законе были бы не нужны.
Задержание банды
Чтобы задержать всех преступников, следователи разработали интересный план. Сперва задержали бандита по кличке Балда. Монгол узнал про это и велел подельникам приехать на дачу, обсудить их действия. За дачей давно следила милиция – попались все участники банды.
На суде доказали лишь несколько эпизодов – все боялись, что Монгол потом отомстит. Но и этого вполне хватило: Карьков получил 14 лет заключения в 1972-м. Однако вскоре он вышел по УДО. В тюрьме Монгола успели короновать, еще он сотрудничал с милицией. Такое было немыслимым делом. Рука Монгола дотянулась до держателей воровских общаков и стала трясти воров уже по-крупному.
По делу Карькова снова стали работать, с трудом внедрила в банду информаторов. Монгола взяли во время сходки в московском ресторане. И за решёткой оказались сразу 27 человек. Авторитеты уже в тюрьме призвали Монгола ответить за нарушение воровского закона. Но наказание было слабоватым. Карьков на свободе оказался в 1986 году, но уже болел: цирроз печени. Бывший бандит уехал во Францию, купил там домик. А в 1994 году зачем-то вернулся в Россию и скончался в какой-то российской клинике.
✅Свои комментарии, пожелания и вопросы вы можете оставить в телеграмм в посте этой теме - ссылку я разместил выше ☝️.