Найти в Дзене
Абирег

«Алмазы» персональных данных. Как ФИО могут погубить черноземный бизнес?

   «Алмазы» персональных данных. Как ФИО могут погубить черноземный бизнес?
«Алмазы» персональных данных. Как ФИО могут погубить черноземный бизнес?

Воронеж. 12.03.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – Есть история о бедном крестьянине, который работал и был в нужде. Крестьянин узнал про алмазные копи в Африке и отправился на поиски. Свой участок он отдал другу. Крестьянин искал долго, но безуспешно. Его история печальна, он погиб в пути. А друг на участке нашел сверкающие камешки прямо в ручье – это оказалось месторождение алмазов Голконда.

Бизнес сегодня обладает «алмазами» данных своих клиентов. Особенно в секторе B2C: программы лояльности с ФИО и номерами телефонов, медицинские карты пациентов в частном здравоохранении, элементарные заявки от служб доставки – всё это кладезь персональных данных.

Разделить упрощенно персональные данные можно на три большие группы: обычные, специальные и биометрические. Первая группа включает самое обширное число идентификаторов – фамилия, имя, отчество вместе, например, с номером телефона и/или адресом и много другое, что позволяет идентифицировать индивидуально определенное лицо.

Вторая группа – сведения о состоянии здоровья, «чувствительные» данные о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, интимной жизни. Третья – биометрические сведения: фото, голос, а языком закона – «сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность». Того, кто эти данные обрабатывает, именуют оператором.

Роскомнадзор – главный регулятор в сфере оборота персональных данных – в 2022 году «пролоббировал» масштабное изменение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и главного сборника наказаний для предпринимателей – КоАП РФ (Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Раньше «дыры» закона позволяли забывать об этом вопросе, а теперь многие операторы стали уязвимыми в стратегической перспективе недобровольно пополнить бюджет. При этом суммы штрафов могут быть столь значительны, что на уровне Совета Федерации РФ обсуждают всерьез ввести страхование ответственности – эдакое ОСАГО для операторов персональных данных.

Пока действует мораторий на проверки, региональные управления Роскомнадзора проводят мониторинги сайтов фитнес-клубов, интернет-магазинов.

Какие риски несет обработка персональных данных для бизнеса?

Коротко – штрафы от пятизначных сумм.

Сегодня за обработку персональных данных без согласия юридическое лицо становится потенциально виновником по ст. 13.11 КоАП РФ на стартовую сумму 60 тыс. рублей, повторно – 100 тыс. рублей, а сейчас на рассмотрении Государственной думы ФС РФ введение оборотных штрафов от 0,1 до 3% совокупного размера выручки за предшествующий наказанию календарный год с пометкой: не менее 15 млн рублей. На первый взгляд это коснется только бизнес, который обрабатывает много идентификаторов (от 10 тыс. штук). Но неужели в сети кофеен в миллионном городе нет такого числа участников маркетинговой программы лояльности?

Стоит отметить, что за утечку персональных данных в Интернет наказывают аналогично – штрафами. 2022-2024 годы для бизнеса прошли сложно, но без проверок. Мораторий закончится 01.01.2025 г. И если за 2023 год в Воронежской области выявлено 62 нарушения, в Орловской области проведено 52 мероприятия по наблюдению «без взаимодействия с контролируемыми лицами», в Курской области – на 32 строки список организаций для «мониторинга».

Что делать бизнесу прямо сейчас?

Обеспечивать осмысленный набор обязательных сведений:

1. правильно получать согласия на обработку под конкретные цели от граждан;
2. размещать информацию о политике в отношении обработки персональных данных на своем сайте в общем доступе;
3. зарегистрировать свой бизнес в реестре операторов по обработке персональных данных;
4. «внутри» бизнеса принять организационные документы – правила обработки персональных данных, перечень информационных систем;
5. создать технические условия по ограниченному доступу персонала к персональным данным.

Бонусом – организовать профилактический визит Роскомнадзора для самых смелых любителей проявить себя.

Кого-то «алмазы» персональных данных губят, а кого-то – превращают в состоятельного предпринимателя. Другу крестьянина из начала статьи о том, как правильно отделять простые сверкающие камешки от алмазов, рассказал местный мудрец. Богатство помогает получить своевременная консультация.