Найти тему
РЕН ТВ телеканал-блокбастер

«Белый дикарь»: гроза американских колонистов

1750-е годы отметились необычайным ростом населения в американских колониях. Всего полвека назад это было захолустье и место ссылки неугодных правительству. Но теперь из Англии сюда потекли средства, за ними потянулись и переселенцы. Америка виделась им более не краем земли, но местом, где можно начать вести выгодный бизнес.

Отец нашего героя был как раз таким торговцем из Ирландии, решившим попытать счастья в Новом Свете и разбогатеть на сделках с индейцами. Саймон Гирти-старший, как его звали, однако, любил выпить. В один из вечеров в салоне он повздорил с неким индейцем по имени «Рыба». Началась драка, в ходе которой Саймон-старший получил нож в живот и умер. Но его коллега по фамилии Тёрнер отомстил за друга и убил «Рыбу» в ответ.

Судя по всему, ирландский торговец оскорбил индейца первым. Во всяком случае, в этом сходятся несколько биографов Саймона Гирти
Судя по всему, ирландский торговец оскорбил индейца первым. Во всяком случае, в этом сходятся несколько биографов Саймона Гирти

То ли из благодарности, то ли от небогатой жизни вдова Саймона вышла замуж за Тёрнера. Но брак оказался неудачным. Жену и всех четверых детей своего напарника, в том числе юного Саймона-младшего, отчим нещадно бил, напиваясь каждый вечер. Этот кошмар не продлился долго: во время одного из индейских набегов, всю семью Тёрнера захватили в плен ирокезы.

Кстати, именно племена ирокезов дали название прическе, столь популярной у панков. Они носили её как символ воинской доблести. В случае смерти носителя прически врагу было легче снять скальп, держась за этот клок волос. Такое вот суровое уважение к противнику.
Кстати, именно племена ирокезов дали название прическе, столь популярной у панков. Они носили её как символ воинской доблести. В случае смерти носителя прически врагу было легче снять скальп, держась за этот клок волос. Такое вот суровое уважение к противнику.

Вроде бы индейцы узнали в Тёрнере убийцу того самого «Рыбы» и отомстили европейцу, жестоко его казнив. Но детей и их мать они не тронули: по законам племени пленники распределялись между семьями. Так Саймон Гирти-младший стал воспитываться приемными родителями-индейцами. Больше своих родственников он не видел. Мальчику тогда было 15 лет — по обычаям ирокезов, близилось его совершеннолетие. Это значило, что ему предстояло пройти испытание, которое доказало бы, что он мужчина, и принят в племя.

 Воины ирокезов
Воины ирокезов

Обряд этот был не из легких. Все воины деревни выстраивались в два ряда с палками в руках. Юный Саймон должен был пройти через этот коридор, пока его нещадно били со всех сторон. Но мальчик выжил. Когда раны затянулись, три индианки омыли шрамы, символически «смывая белую кровь» Саймона. После этого он получил свое индейское имя — Катепакомет.

 Индианки омывают Саймона
Индианки омывают Саймона

Парень быстро вписался в племя, обучился премудростям охоты и завоевал уважение собратьев. Он участвовал в набегах на поселения белых колонистов. Здесь другим индейцам очень пригодилось его знание английского языка. Однако вскоре европейцы заключили мир с верховным индейским вождём Понтиаком: по договору он обязался выдать всех белых пленников.

 Понтиак, попытавшийся поднять общеиндейское восстание против колонистов, но потерпевший неудачу
Понтиак, попытавшийся поднять общеиндейское восстание против колонистов, но потерпевший неудачу

Так Саймон против своего желания снова оказался в мире, который оказался для него неприветливым и чуждым. Белые ненавидели и оскорбляли его, считая дикарём... Однако скоро началась Война за независимость США. Желая найти себе место в этом жестоком мире, Саймон вступил в новообразованную американскую армию.

В американскую армию тогда брали абсолютно всех
В американскую армию тогда брали абсолютно всех

Но только его восхищение борьбой за независимость продлилось недолго. В 1778 году отряд, в котором он служил, решил напасть на индейскую деревню (многие племена тогда поддерживали англичан, но американцы не разбирались кто есть кто). Солдаты нашли там лишь старика и старуху с детьми (или же внуками).

Тем не менее, суровый дед в ходе самозащиты убил одного американца томагавком, за что был застрелен, как и его жена. В хижине нашли мальчика и четырех индианок. Паренька молодчики сразу же убили и чуть не подрались друг с другом за право... снять с него скальп. Девочек же сначала изнасиловали, потом двух из них застрелили, а двух взяли в качестве рабынь.

-8

Саймон Гирти в тот момент находился в разведке и даже не подозревал, какое злодеяние совершили его «братья по крови» — американские колонисты... Но после того, как всё вскрылось, он окончательно разочаровался в деле Джорджа Вашингтона и вернулся в родное племя подальше от ужасов войны. Однако потом произошла история, которая настолько возмутила Саймона, что он твердо решил мстить белым поселенцам.

Саймон Гирти и его соплеменники-ирокезы в представлении современного художника
Саймон Гирти и его соплеменники-ирокезы в представлении современного художника

Зимой 1782 года отряд налетчиков совершил набег на ферму некоего Роберта Уоллеса, убив его жену и детей. Строго говоря, непонятно, кто это был — но поселенцы, конечно, подумали на индейцев. Уоллес собрал всю округу, чтобы отомстить. Когда ополченцы приблизились к деревне местных жителей, то увидели двух девочек, бегающих в окровавленных платьях жены Уоллеса.

Подумав, что это неопровержимые улики причастности к убийству белых фермеров, американцы истребили всю деревню, убив около 100 невинных людей. Как выяснилось позже, это племя не имело никакого отношения к жестокому набегу. Местные дети просто обменяли окровавленную одежду у проезжавших мимо налетчиков на еду...

По большому счету, непонятно даже, кто именно совершил тот злосчастный набег на ферму Роберта Уоллеса — это могли быть совсем и не индейцы... Дело в том, что зима 1782 была очень холодной, и все вокруг испытывали проблемы с продовольствием. Дезертирство в армии Вашингтона тогда достигло пика. Многие колонисты просто становились преступниками, лишь бы не помереть с голоду.

-10

Конечно, подобная жестокость всколыхнула всех индейцев в округе. Вожди племен вырыли топоры войны и объявили, что будут мстить американцам до последнего... Начались набеги, и Саймон Гирти принял в них самое активное участие. От партизанских действий ирокезов колонисты несли большие потери. Это сильно помогало британцам и истощало американцев, поэтому англичане вступили с ирокезами в союз. Тогда Вашингтон распорядился начать против них карательную экспедицию. Ее возглавил полковник Уильям Кроуфорд, но попал со своими войсками в засаду, устроенную индейцами.

-11

Тут-то ирокезы и припомнили Кроуфорду все злодеяния его подчиненных (оказалось, что Роберт Уоллес служил под его командованием). Сразу казнив всех белых, кроме полковника и врача Найта, индейцы начали жестоко пытать оставшихся в живых. Полковник умер в мучениях: с него сняли скальп, сыпали после этого на голову угли, стреляли холостыми снарядами, обжигая кожу... Саймон Гирти хотел прекратить это насилие, но под угрозой смерти был остановлен вождем, который жаждал мести.

Казнь Кроуфорда на гравюре XVIII века
Казнь Кроуфорда на гравюре XVIII века

Тем не менее, «белый дикарь» все же сжалился и помог ночью бежать врачу Найту, успев немного поведать ему о своей жизни. Тот, вернувшись в «цивилизованный» мир, немедленно нашел знакомого журналиста по фамилии Брэкенридж и рассказал ему об удивительном ирландце. Но Брэкенридж решил исказить историю доктора, благодарного «ирландскому индейцу» за спасение. В своих газетных заметках он превратил Саймона Гирти чуть ли не в людоеда, которому было чуждо все человеческое.

Хью Генри Брэкенридж, создавший миф о «белом дикаре»
Хью Генри Брэкенридж, создавший миф о «белом дикаре»

Из его статьи пропала причина, по которой индейцы так жестоко казнили полковника Кроуфорда — резня в Гнаденхаттене. А Гирти, по словам Брэкенриджа, будто бы насмехался над пленником и подбивал соплеменников сделать его мучения еще сильнее. Этот миф был подхвачен и другими журналистами. Именно тогда Джордж Вашингтон официально объявил Саймона Гирти «врагом нации номер один». За «белым дикарем» началась настоящая охота...

Саймон Гирти в представлении другого современного художника
Саймон Гирти в представлении другого современного художника

После победы американцев в Войне за независимость последние начали жестоко мстить индейским племенам, которые поддерживали британцев. Тогда «белый дикарь» бежал на территорию Канады, где купил ферму, женился и начал вести абсолютно мирную жизнь.

Саймон Гирти избежал пленения и умер своей смертью в окружении жены и детей в 1818 году, дожив до 77 лет. Англичане, кстати, не забыли о заслугах Гирти. На его похороны они выставили почетный караул, который дал салют в его честь. Сегодня же имя «белого дикаря» носят несколько мест в Канаде, например, Гиртис-Пойнт-Роуд близ Вест-Либерти.