Как мы все наперебой, особенно те, которые завладели умами тысяч и тысяч, рассказываем им, как всем нам необходим мир и людское – человеческое взаимопонимание, и тут же, обвиняя иных, приводя в пример тех, которые противятся этому процессу. Так было вчера, так есть и сегодня, так, пожалуй, будет и завтра. Но вот в чем скрытая истина этого процесса – оказывается, все должно начинаться не с тех, кого ты убеждаешь, а с себя самого. Но это, как оказалось, уже иной, более сложный формат преобразования мира; потому-то все и пользуются более простыми агитационными приемами. Но они, если сам не тот, о чем призываешь других, то и энергетическое воздействие на публику в этом случае будет минимальным. И потому-то мудрейшие люди утверждали:
«Человек живет на земле не только ради своего собственного счастья. Он должен понять великий закон человечности» (Уильям Юарт Гладстон, бразильский госуд. деятель).
«Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, которая, с одной стороны, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея.
О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты» (У.Теккерей, англ. писатель).
Мы полагаем, что мудрость человеческая зависит от степени образованности, от занимаемого положения в карьерной лестнице бюрократии, от количества нулей личного счета в иностранном банке, не говоря уже о строениях, машинах и прочих атрибутах, подтверждающих твою неординарность. Ибо как без мудрости, полагаем мы, этого достичь? Но это не приемы мудрости, это деяния гордыни и корыстолюбия.
«Мудрость гораздо ближе к нам, когда мы склоняемся к смирению» (Уильям Вордсворт, английский поэт).
«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как непрерывное двигающееся развитие и беспрестанное самоформирование» (В.Г. Белинский).
И потому «Если человек идет не в ногу со своими товарищами, то это возможно потому, что он прислушивается к другому барабану». Позвольте ему следовать за этой музыкой, которая ему слышна» (Генри Торо, американский писатель).
«Две вещи славят истории всех стран и народов: успех и собственное достоинство Хрестоматии их полны сведений об успешных и достойных деяниях соотечественников – о разумных поступках говорится мало, и, что странно, что до сих пор разу еще не прославлен ни одним историком» (Лион Фейхтвангер).
Почему все так происходит? Все дело в том, что абсолютным большинством руководит ум, а это противоположность разуму.
«Разум и ум – два совершенно противоположных свойства», - указывает Л.Н. Толстой. И продолжает: «Есть много людей с большим умом, лишенных разума. Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей ее отношение к миру и Богу. Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов и обманов, которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума; уничтожая соблазны, разум освобождает сущность души человеческой – любовь и дает ей возможность проявлять себя».
«Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого его члена определенным правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя подчинялся бы поводырю или Корану. Насколько же труднее освободить человека, научив его властвовать над собой» (Антуан де Сент-Экзюпери).