Несмотря на то, что в Турции хорошо развит общественный транспорт, личный автомобиль во многих случаях является единственным удобным способом добраться до многих мест, путешествовать по стране и в целом не подстраиваться под маршруты долмушей и междугородних автобусов.
Как и везде, в Турции есть свои особенности и законодательные нормы, регулирующие владение и пользование транспортом, в том числе для иностранцев.
Правила ввоза автомобилей в Турцию и сроки нахождения
Ввозить в страну можно легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и микроавтобусы.
Любой транспорт обязательно должен декларироваться на таможне.
Если хочется по возможности ускорить процедуру, можно заранее (не ранее чем за две недели до въезда на авто или его ввоза) подать заявку на сайте е-Devlet, если у вас уже есть ВНЖ.
В таком случае вам не придется заниматься заполнением декларации, таможенник сверит информацию в заранее заполненных формах с фактическими данными авто (VIN-кодом, номером двигателя, регистрационными номерами) и примет решение о возможности ввоза.
Важно: Вы можете ввезти машину, только если сами за последний год провели в Турции меньше 185 дней. (срок отсчитывается с даты пересечения границы Турции).
Если вы сами находились в Турции более 180 дней в течение последнего года, вы не сможете ввезти автомобиль с иностранными номерами — по законам страны вы считаетесь резидентом Турции, а разрешение на ввоз транспорта действует только для нерезидентов.
Разрешенный срок нахождения автомобиля в стране зависит от миграционного статуса его владельца:
- Для туристов этот срок равен сроку их безвизового пребывания в стране или сроку согласно визового режима, то есть для украинцев, например, это 90 дней в течение 6 месяцев, для россиян — 60. После этого автомобиль должен покинуть страну.
- Для обладателей икамета (вида на жительство) срок нахождения автомобиля в Турции составляет до 730 дней, но не более срока действия ВНЖ. Если вы въехали в страну как турист, а затем получили ВНЖ, вам нужно будет сообщить об изменении статуса в таможенный отдел по месту пребывания.
Продление срока обычно производится либо до конца действия икамета, либо до конца действия страхового полиса на авто — смотря какой срок подходит раньше. - Для граждан Турции работает то же правило 24 месяцев — по истечении этого срока автомобиль нужно или растаможить, после чего получить местные номера, или вывезти за пределы страны.
Растаможка дорогая, для новых автомобилей с мощными моторами пошлина может составлять до 100% от цены машины, плюс к этому нужно будет заплатить НДС и другие налоги. Таким образом растаможивать собственный автомобиль в Турции финансово абсолютно не выгодно. - Если все же решите растаможить авто, то собирайте пакет документов (ПТС, свидетельство о регистрации, страховой полис, ваш паспорт, права и икамет), а затем обращайтесь с ним в отделение таможни по месту жительства.
Там документы будет проверены, после чего вам назовут размер пошлины. После ее оплаты Министерство туризма и транспорта выдаст вам документы, которые позволят поставить машину на учет и получить местные номера.
Нарушающие срок законного нахождения автомобиля в Турции иностранцы серьезно рискуют: за первый месяц штраф относительно небольшой, хотя его размеры постоянно пересматриваются в сторону увеличения.
А вот тем, кто не вывез машину из страны больше двух-трех месяцев, грозит штраф до 25-30% от рыночной стоимости автомобиля.
Причем цены берутся по турецкому рынку, а они в 2-2,5 раза выше, чем, например, в России, Беларуси или в Украине.
Не забывайте, что любое пересечение границы на автомобиле засчитывается: если вы выедете из Турции на машине даже на пару дней, обратно попасть на ней же в страну сможете только через 185 дней.
Отследить информацию о ваших въездах и выездах можно на сайте.
Важно: продать или сдать в аренду автомобиль на иностранных номерах в Турции практические нереально.
Во-первых, переоформлять владельца машины придется в стране ее регистрации или консульстве, если оно занимается этими вопросами.
То есть фактически вы сможете переоформить машину только на вашего соотечественника и тут сразу же возникнет много вопросов о том на каких основаниях он будет дальше пользоваться этим автомобилем в Турции.
Документы, аптечка, страховка — что нужно знать
Для ввоза автомобиля в страну необходимо иметь такие документы: паспорт, водительские права (можно внутреннего образца, если ваша страна подписала Венскую конвенцию), регистрационное свидетельство транспортного средства, страховой полис автогражданской ответственности Green Card (гринкарта).
Такую страховку можно оформить у себя на родине в любой крупной страховой компании или же там, где вы оформляли основной полис — страховщик расширит географию его действия. Срок действия полиса не должен быть короче срока вашего пребывания в Турции.
Ездить с иностранными правами можно полгода, после чего их нужно поменять на турецкое водительское удостоверение, или же выехать из страны и снова въехать (но только не на автомобиле).
Если соберетесь сделать виза-ран, чтобы обновить срок ваших прав, обязательно сообщите таможне, где в момент вашего отсутствия в Турции будет находиться автомобиль.
Это может быть платная парковка или другая стоянка, главное, чтобы такая информация была у властей. Иначе по возвращении вас будет ждать штраф.
Другой вариант смены удостоверения — это сдача своих прав взамен турецких.
Самый непростой путь — получение удостоверения с нуля, то есть обучение в местной автошколе и сдача экзаменов (в некоторых городах, например, в Анталье, это можно сделать даже на русском языке).
Как и во многих других странах, передвигаться на автомобиле в Турции, не имея страховки, запрещено — нарушителям грозят штрафы.
Аналог ОСАГО здесь называется Zorunlu Trafik Sigortasi, купить такой полис вам предложат уже при въезде в страну на автомобиле — если у вас нет гринкарты, это хороший вариант.
Минимальный срок действия полиса — 3 месяца, его цена зависит от вашего водительского стажа, мощности авто и стартует от 80 долларов США.
Помимо полиса и других документов, в автомобиле должны быть аптечка, огнетушитель и два знака аварийной остановки.
Дороги, штрафы, правила и знаки в Турции: особенности и отличия
Качество дорог в стране отличное, причем не только в крупных городах — междугородние трассы и даже дороги, ведущие в отделенные от магистралей поселки, покрыты хорошим асфальтом, в самих поселках дороги обычно грунтовые, но тоже качественные.
Разметка нанесена почти везде и хорошо понятна иностранцам.
Платных дорог в стране не так уж много, если сравнивать их протяженность (чуть больше 3 тысяч километров) с общей протяженностью — 426 тысяч километров.
Систем оплаты проезда по таким участкам несколько:
- OGS — автоматическая оплата при помощи транспондера.
- HGS — система оплаты по номеру на наклейке (клеится на лобовое стекло, покупается на почте или в банке). Останавливаться для оплаты не нужно, система автоматически считает номер с наклейки, проверит состояние счета и спишет с него деньги.
Если суммы на счету не хватает, загорится красный светофор — вы можете продолжить движение, но обязательно пополните счет, чтобы погасить долг. - Ворота, на которых написано NAKiT или K.KARTI — оплата на месте, наличными или картой.
Проверить, нет ли у вас неоплаченных счетов за проезд по платным дорогам, можно по ссылке.
Для запуска поиска нужно ввести регистрационный номер автомобиля.
Дорожные знаки в стране соответствуют международным стандартам и выполняют те же функции, что и везде: указывают направление движения, запрещают проезд или остановку, предупреждают об опасности или ограничивают скорость движения.
Красный знак с надписью DUR означает «стоп» и запрещает движение без остановки.
На привычном знаке, предупреждающем о возможном выходе животных на дорогу, в Турции можно увидеть черепах — в некоторых прибрежных районах обитают крупные морские черепахи, и время от времени они могут пересекать дороги.
А вот какие особенности стоит запомнить перед тем, как выехать на турецкие дороги за рулем:
- Крупные надписи YAVAŞ в городе означают «медленнее» — водителей просят снизить скорость и внимательнее смотреть по сторонам. Это не указание, а рекомендация, впрочем, в населенных пунктах и так небольшая разрешенная скорость движения — до 50 км/ч.
На дорогах между городами 90 км/ч, на разделенных дорогах 1100 км/ч, на автомагистралях допускается двигаться со скоростью до 120 км/ч. - Камеры в городах почти повсюду, как и на трассах. И они отлично считывают иностранные номера, поэтому штрафы платить придется — если не сразу, то при выезде из страны точно.
Проверить наличие выписанных по камерам штрафов можно на государственном портале.Там же можно произвести оплату онлайн. - Любой штраф можно оплатить со скидкой 25% при ранней оплате. Если будете оплачивать штраф потом, не забывайте, что у вас есть на это 30 дней, после начнется начисление пени.
Кстати, о штрафах: они предусмотрены за превышение скорости, не пристегнутые ремни безопасности, перевозку детей без автокресла, превышение допустимой нормы алкоголя в крови (0,5 промилле), проезд на красный сигнал светофора и другие нарушения ПДД.
Размер штрафов варьируется от 30 до 500 евро, зависит от тяжести проступка.
Так, если вы попадетесь за рулем в состоянии опьянения первый раз, то заплатите около 140 евро, во второй раз лишитесь прав.
Интересно, что в стране действует запрет на дрифт на дорогах общего пользования — опасное вождение наказывается штрафом в размере около 320 долларов.
За езду без полиса штраф составляет около 1000 евро.
При остановке машины дорожным инспектором важно правильно себя вести. Во-первых, не паникуйте — это не поможет делу.
Возможно, вы ничего не нарушили, а просто попали под тотальную проверку авто, такие рейды в Турции не редкость: закрывается одна полоса движения, а затем сотрудники дорожной полиции выборочно останавливают автомобили и проверяют документы.
Во-вторых, подготовьте документы (права, страховку, свидетельство о регистрации авто).
В-третьих, ведите себя дружелюбно и адекватно — ни в коем случае не предлагайте инспектору «решить вопрос на месте», проявите готовность к сотрудничеству и не пытайтесь смягчить вину тем фактом, что вы иностранец.
Правила одинаковы для всех, и, если сотрудник полиции увидит, что вы нарушили их случайно (пересекли разметку, немного превысили скорость), то может отпустить вас без штрафа, просто с предупреждением.
Важно: несмотря на хорошие дороги, повсеместно работающие камеры и частые рейды дорожной полиции, Турция остается в числе стран с довольно высоким уровнем ДТП.
Причина тому — отсутствие культуры вождения. Вернее, она есть, но очень своеобразная.
Так, тут почти никто не останавливается перед пешеходными переходами (и, если вы это сделаете, есть большая вероятность того, что в ваш автомобиль въедет транспорт, движущийся позади), пользоваться поворотниками тоже считает своим долгом далеко не каждый водитель.
Маршрутка, которая остановилась посреди дороги, чтобы высадить пассажиров, перебегающие дорогу в произвольном месте пешеходы — все это привычное дело в Турции.
Когда будете стоять на светофоре, не пугайтесь, если вам начнут сигналить сзади уже на желтый свет — это не считается чем-то особенным, так вам напоминают, что движение после включения зеленого сигнала нужно начать незамедлительно.
Заправки, парковки, автомойки и автосервисы в Турции
Автозаправок в Турции много, они хорошо заметны с дорог благодаря крупным указателям, табло с ценами и освещенности.
Заправщики есть везде, при этом правила обслуживания не отличаются от международных: подъезжаете к колонке, паркуетесь, глушите мотор и ждете заправщика - полностью автоматическая заправка и оплата в Турции не развита.
Оплату вы можете произвести как наличными так и кредитной картой. На любой заправке можно купить воды и перекус, при загородных станциях часто работают даже кафе и небольшие ресторанчики.
Если захотите перекусить или выпить кофе, сначала отгоните машину от колонки. Там же можно долить воды в бачок стеклоомывателя и подкачать колеса, это бесплатно.
Качество топлива в Турции достаточно хорошее, но мы рекомендуем выбирать сетевые заправки, где за этим следят лучше: Shell, BP, Opet или Aytemiz.
92-го бензина нигде нет, 95-й, 98-й, дизель или евродизель есть на любой станции. Цены на топливо высокие, постоянно растут, но все еще остаются ниже чем в Европе.
К этому турки уже привыкли и выбирают заправки по уровню сервиса, так как расценки плюс-минус одинаковые. Важно знать, что по турецким законам запрещено перевозить в автомобиле больше 25 литров топлива в канистре.
Помыть машину можно на заправке, но рассчитывать в таком случае, скорее всего, придется только на свои силы: вам предложат воду, пену (стоимость сеанса не больше 15 лир), причем вода только холодная, да и напор не слишком сильный.
Если найдете заправку с услугами мойщика машин, то учитывайте, что мойка будет контактная (сначала собьют грязь Керхером, потом пройдутся мыльной шваброй и снова сполоснут из Керхера).
Услуги вроде чистки салона или полировки поверхностей внутри — только за дополнительную плату. На некоторых заправках за залитый полный бак топлива вам могут протереть зеркала и стекла.
Что касается парковок, то с этим в Турции особых проблем нет, но большая часть стоянок платные.
Вы можете оставить автомобиль у дороги, с правой стороны, вне действия знака «Парковка запрещена» и так, чтобы не мешать проезду других участников движения.
В больших городах почти везде есть зоны платных парковок, причем работает это так: вы оставляете автомобиль, а по возвращении вас будет ждать парковщик с терминалом оплаты. После оплаты вы получите кассовый чек.
Такие парковки обозначаются знаком Р и разметкой синего и желтого цветов (обратите внимание, знаки небольшого размера и с непривычки их можно просто не заметить). Если машина простоит на такой парковке меньше 15 минут, платить не придется.
Рядом с крупными торговыми центрами, музеями, ресторанами и другими общественными местами почти всегда есть платные частные парковки.
Они удобны, безопасны, оплата принимается при въезде или при выезде. Если заплатили при въезде, не выбрасывайте чек, потом его нужно будет предъявить, или же с вас возьмут оплату еще раз.
Примерно по такому же принципу работают крытые и подземные паркинги в больших городах: при въезде вы получаете квитанцию, где указывается время, а при выезде оплачиваете парковку контролеру или в автомате.
После оплаты вам будет выдана карта, при помощи которой открывается шлагбаум. Стоимость частных парковок начинается от 1 доллара в час.
Важно: парковка в неположенном месте в Турции — серьезное нарушение, особенно если вы остановились на месте, предназначенном для транспорта инвалида, бросили машину на территории больницы или государственного учреждения.
Неоплаченные штрафы за парковку можно найти там же, где и за нарушения других правил дорожного движения (ссылка есть выше).
Если вы столкнулись с необходимостью отремонтировать автомобиль в Турции или просто выполнить регулярное обслуживание (поменять масло, фильтры), ищите на карте автосервис — в Анталье, например, есть целая улица автомастерских, этот района называется санайи где есть и обычные шиномонтажки, и сервисы, занимающиеся детейлингом автомобилей.
Да и в других городах такие предприятия обычно расположены рядом, что довольно удобно: можно на месте сравнить цены в разных местах и выбрать подходящее.
Расценки на ремонтные работы и обслуживание в среднем в 2 раза ниже, чем в других европейских странах, запчасти тоже могут подобрать недорогие, из числа контрактных, а не оригиналы.
Например, замена комплекта колес с развалом-схождением обойдется примерно в 50 долларов, замена ремня ГРМ (вместе со стоимостью самого ремня и роликов) — в 100 долларов.
Конечно, стоимость услуг во многом зависит от марки машины: отремонтировать популярные в Турции Фиат, Рено или Опель выйдет дешевле, чем малораспространенные китайские машины.
Кстати, во многих больших городах уже появляются авторемонтные сервисы или мастерские, работники которых говорят на английском или русском языках.
Если вы решили переехать в Турцию, мы всегда готовы помочь вам в этом. Доверяйте профессионалам, доверяйте лучшим в своём деле, выбирайте Tolerance!
Будем рады ответить на все ваши вопросы, обращайтесь на Вотсап +905374828423.
Если вы хотите переехать на ПМЖ в Турцию, пишите нашим специалистам, которые подберут лучшие варианты на ваш бюджет.
Подписывайтесь также на наш YouTube-канал и Instagram-страницу и получайте информацию из уст профессионалов!
Дополнительный канал связи с нами: Telegram