Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер
Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите о Русском Севере? Что вы представляете? Кто-то увидит потрясающую, азартную рыбалку с обилием лосося и форели, кто-то большие поля черники, голубики, брусники и, конечно, солнечной морошки, у кого-то в воображении возникнут уникальные, деревянные церкви, ну а кто-то, может быть, подумает о болотах и комарах, не исключено. Что же север для меня? Конечно, это в первую очередь бескрайние леса, потрясающей красоты озера, виды, от которых захватывает дух.
Идея этой поездки зрела у меня давно. Хотелось увидеть не просто северную русскую глубинку и деревни, которые начинают приходить в упадок, хотелось почувствовать и постичь необыкновенный, самобытный, суровый дух Русского севера, заразиться им, если хотите. И знаете, получилось. Надеюсь, что мои скромные путевые заметки помогут и вам спланировать свой отпуск в северных краях.
Вообще, планировать предстоящий отпуск я люблю. Это приносит почти такое же удовольствие, как и сама поездка, и тут, я думаю, многие со мной согласятся. Идею добраться до побережья Северного Ледовитого океана я вынашивал около года, собирал информацию, готовил маршрут и с нетерпением ждал отпуск. Моей целью было не просто добраться из Москвы до океана, но полноценно насладиться процессом путешествия и увидеть за это время как можно больше интересных северных мест.
Конечной целью нашей поездки был выбран Мурманск, из которого мы должны были доехать непосредственно до побережья Северного Ледовитого океана. По дороге запланировали посетить наиболее интересные места Карелии, Кольского полуострова и, если получится, попасть на Соловецкий архипелаг. Но обо всем по порядку.
Всем советую, если есть такая возможность, запланировать поездку на конец июня-начало июля. Это период, когда в северных регионах стоят белые ночи, а за полярным кругом солнце не заходит за горизонт. При этом уже должно быть достаточно тепло, чтобы наслаждаться северной природой с комфортом. Изначально я тоже планировал ехать в это время, но обстоятельства внесли свои коррективы. Из-за рабочих моментов отпуск пришлось перенести на август, часть участников поездки не смогли поехать в новое время и наша маленькая команда покорителей севера стала совсем маленькой. Решили, что эти мелкие неурядицы не должны помешать реализовать запланированное и в любом случае выдвигаемся в путь.
Но вот - вещи упакованы, жилье забронировано, а машины заправлены. Поехали!
За первый день нам предстояло преодолеть путь от Москвы до Петрозаводска. Решили выезжать пораньше, чтобы постараться успеть до заката. Точкой старта выбрали заправку на Ленинградском шоссе в подмосковных Химках.
Туманное летнее утро, на часах 6:00. Встречаемся на заправке. На штурм северных краёв мы отправляемся вдвоем. Москва провожает нас мелким моросящим дождем и серым небом.
Родной город покидали по М10. Несмотря на ранний выезд, немного потолкались на Ленинградке и в районе Солнечногорска уходим на М11, где уже чувствуется северный ветер и дух свободы.
Из минусов новой платной трассы хочу сразу отметить небольшое количество заправок. А на тех немногих, что попадутся на пути, естественно, стоят огромные очереди. Поэтому места заправки стоит продумать заранее и не тянуть до "лампочки".
Пока добрались до Твери, погода начала налаживаться: дождь прекратился, небо прояснилось и ехать стало веселее.
Покинули Тверскую область и держим путь дальше на север, мимо Валдая и Великого Новгорода - места интересные и заслуживающие внимания (и отдельного рассказа), но не в этот раз.
После Великого Новгорода ушли с платной М11 снова на М10 и здесь сделали первую остановку у Мясного Бора
В этой деревне расположен мемориальный комплекс с памятником воинам 2-й Ударной Армии. Во время Великой Отечественной Войны в 1941-1942 годах здесь шли тяжелейшие бои, связанные в том числе с выводом из окружения 2-й Ударной Армии Волховского фронта. Не все знают, что свое жутковатое название деревня получила в начале 18 века, когда Петр 1 основал тут большую скотобойню, которая снабжала мясом строителей Санкт-Петербурга. Останки животных захоранивали в лесу, рядом с деревней, отсюда и ее неблагозвучное название.
Во время нашего путешествия, расположенный в деревне мемориальный комплекс находился на реконструкции, мы сделали небольшую остановку, чтобы почтить память павших и поехали дальше.
После города Чудово мы свернули с М10 по направлению на Кириши, выехали на региональную дорогу и решили сделать небольшой привал.
Хочу рассказать про наш транспорт. В эту поездку мы отправились на двух машинах: внедорожнике и полноприводном кроссовере, но, хочу отметить, что практически весь маршрут, за исключением, может быть, нескольких участков на Кольском полуострове, можно проехать на любом легковом автомобиле. Дороги в Новгородской, Ленинградской областях и Карелии очень неплохие, асфальтированные и даже, в основном, ровные.
После перекуса бутербродами и чаем стали двигаться дальше вдоль реки Волхов до одноименного города. Дорога здесь двухполосная, идет через населённые пункты. На пути встречаются камеры, поэтому гнать не стоит. Но, знаете, гнать и не хочется - окрестные виды располагают к созерцанию и умиротворению, да и трафик на данном отрезке не очень насыщенный. В общем, дорога доставляет одно удовольствие.
Следующую остановку решили сделать в городе Волхов. История города насчитывает более пятисот лет. Сейчас это сорокатысячный город с развитой производственной базой, но нас заинтересовала река и расположенная на ней Волховская ГЭС. Дело в том, что это первая крупная гидроэлектростанция на территории России и сейчас она является объектом культурного наследия.
Ее строительство было начато в 1917 году, а пуск первого гидроагрегата состоялся в 1926. Во время Великой Отечественной Войны станция снабжала электроэнергией блокадный Ленинград, для чего по дну Ладожского озера был проложен электрический кабель. В общем, станция – ветеран, который до сих пор выполняет свою основную функцию - даёт электричество.
Погода ко второй половине дня полностью наладилась. И обещала в ближайшее время не портиться.
Кстати, в качестве смотровой площадки, с которой открываются шикарные виды на реку, рекомендую пешеходный мост, соединяющий две части города. Только вот с парковкой около моста не очень: на небольшом пятачке можно поставить одновременно не более 3-4 машин. Остальным придётся искать место где-то дальше.
Вдоволь насладившись панорамой реки, мы покинули Волхов, миновали Старую Ладогу с древней крепостью (хотелось, конечно, все там посмотреть, но не в этот раз) и километров через 20 выехали на федеральную трассу Кола (она же Мурманское шоссе) в районе поселка Новая Ладога. Теперь эта дорога станет нашей на несколько ближайших дней. Но обо всём по порядку. Сначала Петрозаводск.
По дороге сделали еще одну остановку - на берегу Свири, что на границе Лен. области и Карелии. Река, вытекающая из Онежского озера и впадающая в Ладожское, является важным элементов Волго-Балтийского пути.
На берегу реки устроили еще один небольшой привал с видами на любопытный Лодейнопольский мост. А интересен он тем, что является подъемным - при необходимости прохождения под мостом крупных судов, его центральная часть поднимается, открывая фарватер для прохода.
Мы поставили себе цель добраться до Петрозаводска засветло. На наше счастье, темнеет здесь в августе довольно поздно, но все же долго задерживаться не стоит.
Следующие пара часов в дороге пролетели незаметно и вот мы практически триумфально въезжаем в столицу Карелии как раз перед закатом. Разместились мы в заранее забронированном номере в небольшом частном отеле в центре города, оставили автомобили на парковке и направились на Онежскую набережную наблюдать закат.
Стоя здесь, даже не верится, что еще утром Москва провожала нас мелким моросящим дождём, а сейчас мы любуемся на горящий золотом закат в Петрозаводске. Все-таки непостоянная северная погода явно нам благоволит.
После прогулки отправились на ужин в замечательный карельский ресторан «Ягель», рекомендую от души.
Завтра новый день и новые приключения, о которых я расскажу в следующей части.
ЕСЛИ ПОНРАВИЛОСЬ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ БЫТЬ В КУРСЕ.
ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ - СОВСЕМ РЯДОМ ИЛИ НА КРАЮ СВЕТА.