В рамках акции «Научный полк» рассказываем об участии преподавателей и работников МГРИ в Великой Отечественной войне, а также об их вкладе в Победу.
Дмитрий Петрович Лобанов – ректор МГРИ (1964-1988 гг.), кандидат технических наук, профессор, почетный академик РАЕН и Академии горных наук, член Международной академии информатизации.
Дмитрий Петрович родился в 1924 г. в г. Иркутске. После окончания средней школы был призван в Красную Армию. С 1942 г. участвовал в боях на 1-м, 2-м, 3-м Белорусских и 1-м Прибалтийском фронтах, гвардии капитан-инженер.
В 1947-1952 гг. учился в Московском институте цветных металлов и золота. За 50 лет работы в Минцветзолото и МГРИ (в том числе с 1964 по 1987 г. ректором МГРИ) создал геотехнологическую школу, подготовил 10 докторов и 50 кандидатов технических наук, автор и соавтор более 400 научных работ, в том числе 32 учебников, учебных пособия и монографий, он имеет 110 авторских свидетельств и патентов.
Награжден многочисленными орденами и медалями, в том числе боевыми.
Из воспоминаний Дмитрия Петровича Лобанова:
«Операция «Багратион»
Каждые из 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. оставили глубокий след в памяти, нетленны и незабываемы на всю жизнь. На мою долю выпало участие в освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, вошедшее в летопись военной истории как операция «Багратион».
В конце августа 1943 г. был предпринят бросок за Днепр. Наша 48-я армия переправилась через Десну, ведя бои на гомельском направлении, вышла к р. Сож севернее Гомеля и готовилась к ее форсированию. 20 октября наш фронт был переименован в Белорусский. Войска не прекращали наступления, стремясь не дать передышки противнику. Шли ожесточенные бои за удержание и расширение плацдармов, за улучшение исходного положения для наступления на город Речицу. Наша часть форсировала Березину при ее впадении в Днепр и закрепилась на плацдарме южнее Жлобина.
26 ноября был освобожден Гомель. Пресловутый Восточный вал, неприступность которого гитлеровская пропаганда воспевала на все голоса, был прорван на протяжении 120 км, враг отброшен на 130 км, освобождена значительная часть территории Белоруссии. В декабре, как отмечали сводки Совин-формбюро, войска Белорусского фронта вели бои местного значения. В частности, наша часть отражала яростные попытки врага сбросить нас с плацдарма. Здесь мы и встретили с боевыми друзьями новый, 1944 год. Ровно в 24 часа мощным артиллерийским залпом по траншеям фашистов напомнили им о русском Новом годе и их непременном крахе.
Отступая, враг делал все, чтобы затруднить наше продвижение. Гитлеровцы оборудовали спецпоезда, ломающие пополам шпалы, взрывчаткой разрушали рельсы, насыпи, мосты. С какой-то звериной злобой фашистские головорезы - «факельщики» поджигали все здания и постройки. Сердце обливалось кровью при виде сожженных дотла деревень, измученных жителей, чудом уцелевших в селах.
…Мы жили в предчувствии больших событий летом 1944 г. и тщательно к ним готовились. Нашим войскам предстояло пройти с боями через гиблые места, преодолеть стремительно притоки Припяти. Невдалеке от переднего края пехотинцы учились плавать, ориентироваться в лесу, одолевать болота и речки на подручных средствах. Изготавливались «мокроступы» - болотные лыжи, волокуши для пулеметов, минометов и легкой артиллерии, лодки и плоты. Саперы снимали вражеские мины, делали проходы для танков и пехоты, наводили переправы через Друть и Днепр. Были построены сотни километров колесных жердевых дорог. Одновременно осваивалось новое оружие, на огневые позиции завозились боеприпасы, пристреливались орудия, разведчики добывали «языков» противника.
Вся огромная подготовка проходила с тщательной маскировкой всего, что делалось в войсках. Части сосредоточивались и перегруппировывались ночью, а днем от фронта в тыл шли эшелоны с макетами танков и орудий. Во многих местах наводились ложные переправы, прокладывались для видимости дороги...
Нашему 1-му Белорусскому фронту (командующий К.К. Рокоссовский) вместе с войсками 1-го Прибалтийского (Н.Х. Баграмян), 3-го Белорусского (И.Д. Черняховский) и 2-го Белорусского (И.Е. Петров) фронтов предстояло осуществить операцию «Багратион» на линии фронта в 1100 км.
Стремясь удержаться в Белоруссии и преградить путь Красной Армии на Варшаву, германское командование сконцентрировало там крупные силы - группы армий «Центр» - 63 дивизии и 3 бригады с общей численностью более миллиона человек. Противник имел 9600 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, 1350 самолетов.
24 июня ранним утром мощным ударом бомбардировочной авиации по позициям противника началось наступление войск 1-го Белорусского фронта. В течение двух часов наша артиллерия разрушала оборонительные сооружения противника на переднем крае и подавляла систему его огня. В шесть утра перешли в наступление и развернулось ожесточенное сражение. Широкая болотистая пойма Друти крайне замедляла переправу пехоты и танков. Лишь после двухчасового напряженного боя наши части выбили гитлеровцев из первой траншеи, а к двенадцати часам дня, ценой больших потерь, овладели второй траншеей. Соседи слева к середине дня прорвали все пять линий траншей и углубились на 56 км. К концу дня оборона противника была прорвана на фронте до 30 км и в глубину от 5 до 10 км. Открылся путь и началось стремительное продвижение к Бобруйску.
К утру 27 июня Бобруйская группировка противника была окружена, пяти дивизиям отрезаны пути отхода на запад, а 29 июня мы уже были в Бобруйске, получили благодарность от Главнокомандующего, и нашей дивизии было присвоено звание Бобруйской.
Главные силы фронта устремились на Осиповичи, Пуховичи, Слуцк. Одновременно шла ликвидация окруженных войск врага с численностью около 40 тысяч гитлеровцев... К 20 июля ударные группировки вышли на Западный Буг и, форсировав его в трех местах, вступили на территорию Польши.
В результате операции «Багратион» была разгромлена группа армий «Центр» и нанесено крупное поражение группе армий «Северная Украина», освобождена многострадальная Белоруссия, большая часть Латвии, значительная часть польских земель к востоку от реки Вислы. Форсировав реки Неман и Нарев, 17 августа мы подошли к границе Восточной Пруссии.
Катастрофа поражения немцев неминуемо надвигалась, однако сопротивление гитлеровцев усиливалось, что в полной мере мы почувствовали в боях во время Восточно-Прусской наступательной операции (13 января - 25 апреля 1945 г.). Но это отдельная страница моей фронтовой жизни и радостного победного дня 9 мая 1945 г., который я встретил в Восточной Пруссии.
#НаучныйПолк