Найти тему
PrimaMedia.ru

Единая судьба человечества и приоритет суверенитетов: идеи Китая на бумаге и практике

Оглавление

Китай вместе с растущей экономической мощью прокладывает дорогу к тому, чтобы стать генератором мировых смыслов. Концепция "сообщества единой судьбы человечества", инициативы "глобального развития", "глобальной безопасности" и "глобальной цивилизации" — все это с течением времени, обрастая деталями, переходит из риторической плоскости в практическую. По мнению экспертов, китайские решения обладают необходимой гибкостью, чтобы подойти всем странам, и глубиной, чтобы быть полезным и им, и мировому сообществу.

Большой круглый стол "Китайские концепции, идеи и принципы в борьбе за формирование нового миропорядка" (18+) прошел в стенах Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Обсуждение собрало востоковедов, историков и философов от Калининграда до Шанхая. В зале не было мест, в том числе, и из-за наплыва журналистов — тема оказалась интересна не только ученым, но и обществу в целом.

И неудивительно, почему — пожалуй, о китайских глобальных инициативах, хотя бы краем уха, слышали подавляющее большинство людей. А вот что за ними стоит и каков практический смысл — это уже материи более тонкие, в каковых без экспертной оптики разобраться сложно. Тем более, что ранее научная мысль охватывала их, в основном, перечислением, без препарирования, категоризации и сравнительного анализа. Здесь же одни ученые благодарили своих коллег за доклады, которые позволили им наконец разобраться, что подразумевается под речевыми фигурами "сообщества единой судьбы человечества".

"Мир вступил в новый период турбулентности и преобразований"

Определенную рамку круглому столу задал почетный гость, исполняющий обязанности Генерального консула во Владивостоке Юй Цзунцзе. После приветственных слов и благодарностей организаторам дипломат сразу обозначил, что сегодня "мир вступил в новый период турбулентности и преобразований, столкнулся с невиданными ранее кризисами и вызовами".

"Но у нас есть полная историческая уверенность в том, что общее направление развития и прогресса человечества не изменится. Общая логика движения человечества вперед остается неизменной", — подчеркнул дипломат.

-2

Он напомнил, что в марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время посещения МГИМО впервые предложил китайский план построения сообщества единой судьбы человечества. За последние 11 лет китайская инициатива превратилась из прекрасного видения в "богатую практику", "международный консенсус" и "научную систему".

"Что такое сообщество единой судьбы человечества? Цель заключается в создании мира, где царят долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность, чистота и красота. А сама концепция реализовывается при создании глобальной системы управления на основе совместных консультаций, строительства и использования, повсеместно придерживаясь общих ценностей всего человечества, где основной опорой служит содействие формированию отношений нового типа. В качестве стратегического руководства выступают инициативы глобального развития, глобальной безопасности и глобальной цивилизации. А практической платформой реализации концепции является высококачественное совместное строительство "Одного пояса и одного пути", — отметил Юй Цзунцзе.

Китай выступает за равноправный, упорядоченный, многополярный мир и инклюзивную экономическую глобализацию, за равенство всех стран, больших и малых, против гегемонизма и силы, за претворение в жизнь подлинной многосторонности. Важная часть выступления и.о. консула касалась российско-китайских отношений, где стороны создали новый образец отношений между крупными странами.

"В прошлом году Си Цзиньпин и Владимир Путин встречались дважды. В этом году Китай готов вместе с Россией, встречая новую весну и идя по новому пути, придерживаться важных договоренностей, достигнутых главами двух государств. Стороны готовы, пользуясь 75-летней годовщиной установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и проведением годов культуры Китая и России, опираясь на стратегическое взаимодействие спиной к спине, способствовать глубокому и прочному построению сообщества единой судьбы человечества и вносить положительный вклад в построение более справедливого и рационального нового политического и экономического порядка", — заключил Юй Цзунцзе.

Руководство к достижению народного счастья

Логичным продолжением речи почетного гостя стал доклад д.и.н., профессора РАН и зам. директора ИМЭМО РАН, (по ВКС) Александра Ломанова, который перевел озвученные тезисы на научный и прикладной лад. Ученый задался вопросом — каким образом можно осуществить эти прекрасные идеалы, как найти общий знаменатель для сплочения человечества?

Эксперт подчеркнул, что в декабре 2023 года в Пекине на декабрьском совещании ЦК по внешнеполитической работе прозвучал ряд тезисов, проясняющих позицию китайских властей по их видению глобализации и многополярности.

"Прозвучали характеристики двух основных направлений развития нашего мира, в сторону которых Китай собирается продвигаться. Первое — это равноправная и упорядоченная многополяризация мира. Термин именно таков. Многополяризация не близка к многополярности. Слово "многополярность", скорее, означает некое явление, некую статику. Китайский язык позволяет представить многополярность именно как тенденцию, как процесс трансформации человечества. Равноправный и упорядоченный, — отметил Ломанов. — Экономическая глобализация дается также с двумя важными характеристиками: инклюзивная и приносящая выгоду всем. Эти характеристики важны, потому что они дают ответы на два вопроса, вокруг которых ведутся научные споры. Во-первых, Китай не отказывается от глобализации, готов стать её знаменосцем, её проводником. Во-вторых, Китай является сторонником многополяризации мира, и в этом отношении у него есть большое пространство как для научного диалога по проблемам международных отношений и тенденциям развития современного мира, так и по осуществлению практического сотрудничества в этой сфере".

Еще один научный спор: является ли Китай региональным или глобальным лидером, сторонником узкой азиатской глобализации, которую можно приравнять к регионализации, либо же китайский проект может быть распространен на весь мир? Сопутствующий вопрос — является ли обязательным требованием для участия в китайском проекте отказ от либеральных ценностей и принятие так называемых азиатских ценностей.

"По мере того, как проясняется, становится более усложнённой и вместе с тем чёткой и стройной китайская внешнеполитическая концепция, ответ на этот вопрос тоже проясняется, — сообщил эксперт. — Никакого отказа от собственных ценностей они не требуют ни от одной страны. Предлагается интереснейший эксперимент, который позволит очень многим странам по-новому взглянуть на межцивилизационный диалог. Это сближение на основании общих ценностей, которые допускают их разные толкования".

Иными словами, это не замена одних ценностей другими, а выявление общих ценностей с чётким признанием того, что ни одна страна, ни одна цивилизация не обладает монополией на их толкование. Сами эти ценности: мир, развитие, справедливость, демократия и свобода. В условиях "приоритета суверенитета" участие в диалоге по китайскому проекту сообщество единой судьбы человечества и по китайским глобальным инициативам открыто для всех стран.

По словам ученого, концепция "сообщества единой судьбы" может выступить теоретическим фундаментом и практическим руководством для построения более справедливого мирового порядка. Китайские эксперты ожидают, что в нем не будет места для жёсткого деления мира на центр и периферию, ослабнет система зависимого развития, которая опирается на гегемонию стран Запада. К тому же, само "сообщество единой судьбы" представляется не формализованным альянсом, а, скорее, набором установок и подходов, коллективная реализация которых способна привести все человечество к успеху в реформе и модернизации существующего миропорядка.

Главная проблема заключается в реакции Запада. Между стратегическими подходами Китая и США есть точки несовместимости, поскольку Америка стремится к консервации иерархического закрытого международного порядка, основанного на силе, гегемонии, авторитете экономической и политической сил.

"В Китае нет этого противоречия. Именно поэтому со стороны китайского экспертного сообщества, со стороны китайских политиков мы так часто слышим упрёки в адрес Запада за стремление замкнуться в рамках узкой группировки, построить то, что называется "маленький двор за высокими стенами", — считает Александр Ломанов.

Взамен Китай дает альтернативы — глобальное развития, глобальная безопасность и глобальная цивилизация.

Глобальная инициатива развития по своему содержанию близка к внутренним китайским лозунгам развития. Её базовая цель — достижение народного счастья.

"Китай подчеркивает, что лишь когда народы всех стран живут хорошо, в достатке, в удовольствии, лишь тогда процветание будет длительным, будет возможность обеспечить безопасность и гарантировать создание фундамента для соблюдения прав человека", — отметил ученый.

Глобальная инициатива безопасности была представлена Си Цзиньпином 2022 году. Это комплексный взгляд на безопасность, основанный на сотрудничестве, уважении суверенитетов и недопущении усиления безопасности одной страны за счет снижения таковой для других.

"Для примера я взял так называемый российский Изборский клуб — объединение российских интеллектуалов, которое претендует на то, чтобы быть таким think tank консервативной мысли в России. Возьмем, например, высказывание, которое я нашел в одном из докладов Александра Дугина, человека довольно влиятельного в консервативных кругах России. Вот что он пишет: "сообщество единой судьбы — это версия иллиберальной идеи, масштабированный принцип традиционного конфуцианского идеала Поднебесной Китайской империи, находящейся в центре мира и предлагающий окружающим народам китайский культурный код в качестве этического, философского и социально-политического идеала". Такова оценка Дугина. Мягко говоря, Александр Гельевич не разобрался в вопросе.

Другой член Изборского клуба Юрий Тавровский пишет гораздо более взвешенно — "сами китайцы отвергают возможность построения "сияющей пагоды на холме", которая будет определять развитие отдельных стран и всего человечества. Доказательством этому служит десятилетний опыт реализации инициативы "Пояс и путь", которую я называю действующей моделью будущего сообщества единой судьбы человечества. Даже критики этой инициативы соглашаются с тем, что Китай не выдвигает политических или идеологических условий, предлагая содействие в реализации проектов развития. Мы видим буквально диаметрально противоположные оценки того, что предлагает Китай".

Эксперт подчеркнул, что есть и более резкие оценки — как благостного, так и критического окраса.

По словам Поповкина, надо учитывать, что для русской культуры иметь единую судьбу — означает тесную духовную связь.

"У нас так говорят о супругах, о близких, о друзьях, о деле всей жизни. И поэтому помимо идеи организации взаимовыгодных торгово-экономических отношений нужен еще какой-то смысл происходящего в мире.

Нужно понимание того, в чем благо человечества, безотносительно интересов Китая, России или иного политического игрока. Здесь прозвучала идея развития народного счастья. Как понимать это народное счастье? По идее, вот здесь бы должны были поработать философы и китайские, и российские, но, увы, этой работы пока не ведутся".

По версии эксперта, для приземления китайских решений на мыслительную почву необходима универсальная идея народного счастья. В качестве примера он привел европейскую идею прогресса и сформированный на базе этой идеи социальный институт науки. Эта идея, действительно, была универсальной, поскольку не было необходимости превращаться в европейца, чтобы следовать ей. Как нет необходимости переставать быть русским или китайцем, чтобы заниматься наукой.

В подтекст

Круглый стол проводился в рамках Годичной научной сессии ИИАЭ ДВО РАН, посвященной 300-летию РАН "Миграции народов, культур, ресурсов и идей" (18+).

Участниками дискуссии стали академик РАН, директор ИИАЭ ДВО РАН Николай Крадин, исполняющий обязанности Генерального консула во Владивостоке Юй Цзунцзе, д.и.н., профессор РАН, зам. директора ИМЭМО РАН Александр Ломанов, профессор, исполнительный директор Академии глобального управления и международной регионалистики Шанхайского университета международных исследований Ян Чэн, к.ф.н., зав. кафедрой философии ИИАЭ ДВО РАН Андрей Поповкин, к.ю.н., директор Института проблем безопасности СНГ Валерий Ступаков, профессор, зам. декана Института международных отношений, директор Центра изучения России и Центральной Азии Фуданьского университета (г. Шанхай) Фэн Юцзюнь, д.п.н., зав. отделом международных отношений ИИАЭ ДВО РАН Сергей Песцов, к.п.н., зам. декана факультета комплексной безопасности РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Дмитрий Медведев, к.и.н., ст.н.с. отдела международных отношений ИИАЭ ДВО РАН Виталий Болдырев.

Ведущим круглого стола и модератором стал академик РАН, зав. центром глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН Виктор Ларин.

В процессе обсуждения эксперты рассмотрели вопросы, как и в какой степени китайские идеи оказывают воздействие на глобальную экономику, экономическую глобализацию и региональную интеграцию, как они влияют на состояние международной безопасности, политические отношения между государствами, межкультурные коммуникации, международных организаций и другие вопросы.