Найти в Дзене
Нина Писаренко. Из жизни

И измена по второму кругу

- Так странно всё в жизни, – еще до развода говорила Мария соседке, – с первым мужем я развелась из-за измен. И нА тебе, второй стал подгуливать. Думает, не замечаю ничего, но я-то вижу.

- Так, может, дело не в мужьях, а в тебе? – не удержалась та от вопроса. – Может, ты позволяешь к себе так относиться?

- Как, по-твоему, я позволяю? Наверное, мне просто не везет. Не тех мужчин выбираю.

Яндекс.Картинки.
Яндекс.Картинки.

С первым мужем Мария прожила двадцать шесть лет и со вторым столько же. В обоих случаях развелась – мужья были похожи, как близнецы. Не внешне, правда, а характером, поведением.

Не раз думала, что, наверное, в голове у человека складывается некий стереотип, согласно которому и выбирают спутника жизни. Вот и ее второй муж, как и первый, был работящим и умел зарабатывать. Даже в самые худшие времена без денег не была никогда. Но бывших мужей объединяло не только это.

Когда появились кооперативы, первый муж организовал собственное дело. Мотались тогда по всей области, находили объекты, строили. Работали качественно – он никому не давал спуску, заказы были всегда.

Через некоторое время в одном из поселков встретил женщину, с которой жил, пока там работал, как муж с женой, а потом продолжал встречаться, уезжая якобы в командировки. Мария не могла не почувствовать охлаждения, но закрывала глаза – дети были старшеклассниками, и одна их не потянула бы. Помогать было некому – ее родители давно ушли, а свекровь так и не стала для невестки близким человеком.

Их случай был типичным до банальности. Как и расставание. Муж дождался, когда дети получат образование и определятся в жизни, приехав однажды домой, выложил на стол деньги и сказал:

- Прости. Я люблю другую...

Вот тогда Мария поняла, что одно дело – знать или слышать о таких историях. И совсем другое – самой оказаться в подобной ситуации. Думала, сойдет с ума. Во-первых, любила мужа. Во-вторых, жила за ним, как за каменной стеной, и жизнь на свою скромную зарплату представляла с трудом.

Однако муж, надо отдать ему должное, семью не оставил – если ей или детям требовалась помощь, никогда не отказывал. Дети, правда, долго не могли простить ему уход. Оттаяли только тогда, когда у самих уже были семьи.

Со вторым мужем сошлись буднично. Оба были в разводе. Мария жила в однушке, разменяв квартиру, чтобы с помощью бывшего мужа купить жилье сыну, а дочери дать нужную сумму на ипотеку. Второй муж, его звали Андреем, жил в комнате – купил ее на деньги, полученные от жены в качестве компенсации за оставленную семье квартиру.

Правда, у него был еще родительский дом, который использовали затем как дачу. Познакомились, когда в 90-х ездили торговать. Помогал таскать неподъемные баулы, подстраховывал во время торговли – в общем, подставлял плечо по-мужски. Когда расписались, квартиру Марии и его комнату обменяли на трешку. У Андрея с документами оказались проблемы, поэтому оформили жилье только на нее, жену.

- Теперь можешь выставить меня в любой момент, – иногда говорил муж якобы в шутку.

- Глупости какие, – сердилась она. – Собрались жить, так давай жить без всяких там намеков.

Он только ухмылялся, дескать, в жизни бывает всякое. Когда ситуация в стране стабилизировалась, Мария стала работать по специальности – экономистом. Доросла даже до заместителя директора по экономике. Муж, видно, ревновал, потому что у самого все как-то не складывалось.

Продолжал ездить в Москву за товаром и даже открыл на рынке свою точку. Но – прогорел, когда появились торговые центры и бутики, с которыми не мог конкурировать. Решил открыть станцию технического обслуживания. Рядом с гаражным кооперативом, где у самого был гараж, сумел построить небольшое здание, оснастив его.

Какое-то время работа шла неплохо, появились постоянные клиенты. Однако потом двоих его лучших работников переманил конкурент, найти новых не удавалось. Сам не был профи в ремонтных вопросах – преуспел лишь в покраске автомобилей, и через некоторое время свел оказываемые услуги фактически к покраске.

- Да не переживай так, – утешала Мария мужа, – на хлеб с маслом хватает и ладно.

Но беда уже стояла на пороге. Андрей стал выпивать. Иногда не могла дождаться и, зная, что он в гараже, ходила, чтобы привести домой. Ругалась, конечно.

В тот раз, когда было уже довольно поздно, носом ткнулась в закрытую гаражную дверь. Судя по щелочке света из-под нее, муж был внутри. Но не открывал, хотя стучала. Потом, рассердившись, бросила в дверь:

- Ну и ночуй здесь, мне все равно.

А сама решила проверить, там ли муж, если да, то с кем. Дверь открылась минут через сорок. Марию, притаившуюся за соседним гаражом, Андрей не увидел. А потом, посторонившись, пропустил вперед себя женщину.

Узнала ее сразу – это была его бухгалтер. Уже давно говорила, что можно обойтись без бухгалтера, – не те объемы, а подставлять плечо в нехитрой бухгалтерии вполне могла бы она сама. Сопротивлялся. Теперь стало понятно, почему.

Как сдержалась, чтобы не вцепиться любовнице в волосы, Мария не знает. Муж будто предчувствовал, что может нарваться на скандал, и на ночь остался в гараже. А назавтра, вернувшись с работы, собрала его вещи. Когда Андрей пришел и увидел сумки, все понял без лишних слов.

- Знает кошка, чье мясо съела, – говорила Мария по этому поводу соседке, с которой дружили с момента переезда, – та была вдовой, жила одна – дети выросли и разъехались.

С тех пор и началось – она то выставляла мужа, то принимала обратно. В конце концов часть вещей он перевез в родительский дом, где периодически оставался. Продолжалась такая странная жизнь не год и не два.

- Да разведитесь вы уже, – иногда не выдерживала соседка, глядя на переживания Марии, – а то живете по принципу: и сам не гам, и другому не дам.

С этим нельзя было не согласиться. Жили до очередного загула Андрея, потом скандалили и на время разъезжались. Спустя какое-то время история повторялась.

- Ты себя не уважаешь, – говорила соседка, – раз позволяешь так обращаться с собой.

Она и сама понимала ненормальность ситуации, но что-то удерживало от окончательного шага. Может, боялась одиночества и не хотела себе в этом признаться?..

- А сейчас что, ты не одинока? – твердила соседка. – Так тебе еще грязь в дом несут.

Развод все-таки состоялся. На тот момент это оказалось простой формальностью, потому что семьи уже не было. Андрей перебрался в родительский дом, но по договоренности с бывшей женой, если допоздна задерживался на работе, иногда ночевал в квартире – одну комнату негласно считали его комнатой. Глядя на него, похудевшего, Мария чувствовала, как к сердцу подкатывает жалость, однако одергивала себя, понимая, что до такой жизни докатился сам.

После развода прошло несколько лет, ничего не менялось. До Марии только доходили слухи, что выпивать Андрей стал сильней (если ночевал в квартире, то трезвым, зная, что она не потерпит). Появились сомнительные дружки, которые этим пользовались. А затем ей приснился странный сон – бывший муж во всем белом стоит на облаке и укрывает белым полотнищем свою машину.

Машина – это было его всё. Очень ее берег. Еще когда жили вместе, Мария подшучивала:

- Ухаживаешь за машиной лучше, чем за женщиной.

Наутро, заглянув к соседке на кофеек (после развода сблизились, часто встречались, вместе гуляли), рассказала сон и призналась:

- Что-то мне тревожно. Наверное, с Андреем что-то случилось.

- Что с ним случится? – отмахнулась соседка. – Да и волновать тебя это должно постольку-поскольку.

- Легко тебе говорить, а мы все-таки столько лет прожили. Не чужой человек.

- Ну твое дело. Если хочешь, могу с тобой съездить к нему.

Поехали вместе. Андрея встретили во дворе родительского дома. Был потерянный и жалкий.

- Что случилось? – не выдержала Мария.

Так узнала, что у бывшего мужа забрали права и конфисковали машину. Был в гостях у друзей в поселке рядом с городом, выпивали, а потом, когда ехал домой, тормознули гаишники.

- Хорошие друзья у тебя, нечего сказать, – не удержалась от колкости Мария. – Вместо того, чтобы оставить ночевать, позволили пьяному сесть за руль.

Бывший муж, казалось, не слышал – то, что у него забрали любимую машину, напрочь выбило его из колеи. Не дослушав женщин, махнул рукой и ушел в дом. А спустя несколько дней позвонила дочь Андрея:

- Тетя Маша, папы больше нет.

- Господи, что случилось? – в растерянности ахнула она.

- У него, как обычно, собрались собутыльники и кто-то принес паленую водку. Я приехала, а в доме – три трупа...

- Ужас, – только и смогла выговорить.

Мария даже не ожидала, что ее так подкосит нелепая смерть бывшего мужа, – соседка даже сердилась, видя апатию и безразличие к жизни. Анализируя все, корила во многом себя.

- Ты ненормальная, – пыталась достучаться до нее соседка, – это был его выбор – такая жизнь, и от тебя здесь ничего не зависело. Мы не можем жить за другого, и свои мозги вставить тоже не можем.

Соглашалась, конечно, но сердце болело долго. Даже в кардиологии пришлось лежать. Навещали ее соседка и дочь Андрея. Молодая женщина ничего не имела против бывшей жены отца, тем более, что она не претендовала на наследство, – ни на дом, ни на деньги на банковском счете, хотя сумма была немалой, потому что успел продать свой так называемый бизнес.

- Нет-нет, – отвечала на упреки соседки, которая считала иначе, – это все принадлежит дочери. Мне осталась квартира, и этого достаточно.


Жизнь непроста, но из любой ситуации нужно выходить, не теряя человеческое лицо. Мария, на мой взгляд, достойна уважения, потому что сумела сохранить достоинство, не поддавалась на провокации и по жизни не унижалась до разборок. А что касается ошибок... Покажите того, кто их не делал.


Спасибо за то, что были со мной и моей героиней.