О донкихотстве и кризисе этических систем размышляет Сергей Ивкин в рецензии на роман Булата Ханова "Развлечения для птиц с подрезанными крыльями"
На задней стороне обложки книги приведена реплика Ольги Брейнингер: «Булат Ханов написал современный роман идей, где нашлось место анархистам, феминисткам, «Инстаграму»* и даже крафту — и ни один элемент не выглядит искусственным. Всё на месте, полная художественная органика. Герои выступают с программными манифестами, а сюжет приводит к настоящему идеологическому и драматическому взрыву». После такого напутствия я ожидал задумчивый поклон Олдосу Хаксли, а получил вольный ветер Сервантеса. «Дон Кихот» — чем не роман идей. К тому же и откровенный постмодернизм: во втором томе дон Кихано читает гранки первого тома и возмущается, что не так всё было. Вот и четыре героя романа: Ира, Елисей, Сергей и Марк тоже бы при чтении не согласились со своими образами — мало того, что всю подноготную вывернули, так ещё и чужими глазами показали. А порой даже во влюблённых глазах мы сами себе не нравимся.
Итак, фантастическое допущение — события происходят в нашем, реальном мире, но указан не конкретный города, а условная столица автономной республики. Национальный колорит дан для понимания: люди, говорящие на одном языке, имеют разные святыни и разный уклад жизни.
Елисей — блогер, ведущий в «Инстаграме» паблик про крафтовое пиво такой популярности, что у него есть специальная карта, по которой во всех барах ему наливают бесплатно. Его идея в том, что нельзя ни к чему привязываться, ничего ставить в середину своей жизни. Всё должно идти мимо. Впрочем, в центр можно поставить ведение блога о том, как воздух галактики тебя огибает. Единственный нюанс, у блогера отекает горло и профессионально пить ему нельзя — статьи он пишет с чужих слов. А для этого нужно общаться, заказывая собеседнику пиво под оценку. Статьи Елисея — пунктир романа, они его философия, его видение мира.
Ира — этнограф, не желает быть ничьей собственностью, очень хорошо разбирается в разновидностях феминизма и доходчиво их на страницах книги разводит, но при визите на собрания фем-секты быстро сливается, поскольку не пропиталась к мужчинам абсолютной ненавистью, некоторые представители ей по-прежнему симпатичны. Мечтала учиться в Польше, но приехала в итоге в национальный центр, где получает президентскую стипендию на изучение ей самой не интересных тем: защитные обереги до 1917 года. Она — Дон Кихот этой книги, мечтающая исправить этот мир, но прежде всего через это исправление она пытается найти в окружающем мире себя. Самоидентифицироваться. Примкнуть к серьёзному, осмысленному, ценному делу. Ира первая соглашается на халявное пиво от Елисея.
Марк — сын крупного государственного чиновника, главы корпорации, который сбежал из дома. Он демонстративно уходит от слежки, но, по сути, занимается ничем. У него есть деньги, но нет понимания, как дальше жить, для чего жить. Он ищет не себя, сам-то он у себя уже есть, но жить ему некуда. Его жизнь за него решили другие. Поочерёдно он то становится собеседником Елисея, то спонсором эскапад Иры.
Сергей — вовсе не главный злодей. Нормальный трудяга, брат мэра, любящий своих детей и жену. Именно такой, каким хотят видеть идеального мужчину с кошельком. Владелец крафтового бара. Владелец фермерской лавки. Бизнесмен. Нормальный. Мир обязан развиваться по его правилам. Но не развивается. Блогер этот оценки его пиву выставляет. Ира эта истеричная. Марк, от которого жди любых неприятностей. Сколько добра ни делай, всё катится по резьбе.
Есть сюжет, есть «химия» между персонажами, есть грядущая катастрофа в финале. Но смысл романа идей не в них. Роман идей ставит вопросы и просит у читателя найти на них ответы. Что просил у читателя Сервантес? Прошлое может выглядеть смешным, но благородный духом человек, даже совершая глупость, превращает одной своей честью эту глупость в новую философию. Вот и тут самый нормальный персонаж выставляется местечковым тираном. Чем для нас привлекательны Дон Кихоты? Так ли они нужны?
Когда-то в университете на лекциях по психологии я услышал теории о четырёх типах этики.
Есть традиционная этика. Во главу всего она ставит выживание рода. Можно сделать всё¸ что угодно, лишь бы твой род выжил, победил. И она не оспаривается, не вступает в переговоры. Она — столп Мироздания, незыблемое правило.
Есть аристократическая этика. Она несёт идеал служения. Есть то, ради чего ты живёшь, за что ты отдашь свою жизнь. Родина. Бог. Честь. Любовь. Вроде бы, в чём разница? Законы крови больше не вяжут. Люди объединяются интеллектами, идеалами, порывами.
Есть коммерческая этика. Она тоже служит, но лишь одному эгрегору — Рынку, как его ни назови. Людей объединяет только цена каждого поступка.
И есть четвёртая этика, условно Донкихотская. Педагог сказал, что её часто путают с аристократической, но Дон Кихот именно имитирует служение, на самом деле он бунтует. Много лет я размышлял над этими категориями и понял, что именно четвёртая этика — этика перемен, которая несёт новые, ещё не осознанные обществом идеалы. Она не обязательно молодёжна, но каждый в молодости рискует к ней прикоснуться. Особенно специалисты творческих профессий.
И вот Булат Ханов нам рассказывает через манифесты героев о кризисах каждой из этих этик.
Марк пытается сломать традиционный уклад. В его мире Семья тоталитарна, она подчинена Патриарху, который есть Безусловное Благо, но вот только оспоривший это «благо» Марк уже перешёл границу, он бежит из своего мира, и не рискует встроиться в иные.
Елисей служит Писательству, но понимает, что в основе его этики лежит Любовь. И Семья в такой аристократической этике — бесспорная поддержка, пусть далёкая, но незыблемая. Ему не страшно жить, у него есть якорь. Есть те, кто его помнят, любят, могут о нём позаботиться.
Сергей упорно не понимает, почему так криво в его собственном (брат мэра он воспринимает город своей собственностью) мире работают коммерческие схемы, почему ему все мешают? Он — идеальный ребёнок Рынка, Запада, и в городе с другой культурой и этикой ему негде развернуться. Семья Сергея рядом. Каждый в ней играет отведённую роль, пусть и нет доверия, но они все выполняют договорные обязательства, манипулируют, подкупают друг друга и каждый даёт понять другим, что всё в порядке, даже если это не так.
«Дон Кихот» Ира живёт протестом, но всё больше мечтает однажды кому-то довериться. Её родная семья утратила связи, контакты между людьми разрушены. И Ира мечтает о собственных контактах, но ей не с кого их списать, а вырастить собственные без примера ой как сложно.
Эти четверо дошли до предельного натяжения вопросов этики. Жители параллельных этических миров воспринимают друг друга как антиматерию, нечто несуществующее, фантастическое. Что-то сломано в каждом. Но как это изменить?
В итоге каждой хорошей книги меняется читатель. Для меня эта книга стала хорошей. Я не бросился покупать бутылочку лагера, и не захотел устроить пикет. Я в очередной раз напомнил себе, что мы слишком держимся за социальные роли, за правила поведения, которые могут не совпадать ни с нашими установками, ни с установками собеседника. Нужно внимательно слушать друг друга, уточнять термины. И так окажется, что педагог, который отправил тебя на виртуальную экскурсию по Афинам, вовсе не пытается прокачать чужой платный проект, а лишь попросил на ютьюбе найти любой обзорный ролик. Но разница поколений, разница терминов, и каждый из вас ошарашенно глядит на другого. И тренинг на прокачку умения слышать нам даётся с самого детства: в семье. Какие правила в вашей собственной семье? Чьими глазами вы смотрите на мир: собственными или дедушкиными? Какой этической схемы придерживались мои родители? Какую Семью хочу построить я сам? Что я хочу от моих детей? Подчинения или роста? Хочу ли я быть одиноким Дон Кихотом или есть другие способы обретения радости и смысла? Вот об этом-то в Год Семьи и стоит задуматься. Никто не один. Все мы связаны. И образовывать Семьи лучше, чем секты или клубы по интересам.
*Деятельность организации запрещена на территории РФ
Книга в библиотеке: Ханов Б. А., Развлечения для птиц с подрезанными крыльями : [роман]. — Москва : Эксмо, 2020. — 381, [1] с. ; 19 см. — (funky books). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: Х193; Инв. номер: С 2415213-КХ(А); Инв. номер: С 2428661-КХ
Кстати: Булат Ханов станет гостем Библионочи, которая пройдет в Свердловской областной библиотеке им. В. Г. Белинского 20 апреля 2024 г. Ждем вас, дорогие читатели!
***
Автор рецензии: поэт и художник Сергей Ивкин, отдел культурно-массовых коммуникаций Библиотеки им. Белинского