Художник Михаил Нестеров восхищался Елизаветой Федоровной. Они познакомились в начале 1900-х в Царском Селе во время просмотра императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной эскизов росписи храма Александра Невского в Абастумани. Художник вспоминал: «Великая княгиня с первых же слов очаровала меня своим прекрасным, ясным лицом, простотой, оживленностью». В 1907 году она пригласила живописца для работы над росписями церкви Покрова Богородицы в созданной ею Марфо-Мариинской обители. Восторгаясь духовными качествами княгини, милосердием и любовью к ближним, Нестеров мечтал написать ее портрет, но написал лишь этюд к картине «Невеста Христова» в 1920 году. Этот портрет хранится в Церковно-археологическом кабинете МДА. Портрет художник посвятил своей жене Елизавете Петровне Нестеровой «в память о лучших днях». «Она изображена почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестёр обители, с небольшим букетом цветов в руках. Её образ введён в пейзаж, едва намеченный, с