Провозгласив широчайшее участие общественности в процессах здравоохранения, Минздрав одним из первых воспользовался СВО для утайки информации, засекретив свои коллегии. Что за закрытыми дверями решают чиновники, знают только чиновники, но кое-что просачивается, например, отчасти судьбоносные изменения в кадровой политике, принятые на ноябрьской коллегии Минздрава.
Кадровая политика Минздрава если и не катится в тартарары, то и не воскресает Фениксов, процессы купирования дефицита идут ни шатко ни валко, угрожая персональными санкциями за срыв национального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Ведомственная коллегия в ноябре 2023 года решала, где брать квалифицированные кадры, если при выпуске 47 тысяч дипломированных врачей который год не купируется недостаток в 26 тысяч.
С допандемийного времени число бюджетных мест выросло на четверть, а выпуск молодых врачей прибавил только 13%, при этом «эффективность трудоустройства выпускников, завершивших обучение по договорам о целевом обучении по программам специалитета, ежегодно составляет около 60%». Не только сбегают с будущего места работы, оплатившего обучение в вузе и ординатуре, но и не добираются до получения диплома по причине изначальной слабой подготовки абитуриента. Сильные школяры чураются заключения целевого контракта, выпускники вуза шарахаются от целевой ординатуры.
Минздрав указал ректорам подготовить предложения «по минимизации рисков незавершения обучения» на основе анализа причин отчисления студентов, высказаться о «целесообразности введения обязательного дополнительного вступительного испытания профильной направленности для поступающих на обучение по программам специалитета» для отбора наиболее мотивированных абитуриентов. Дополнительный экзамен при 10-12 претендентах на бюджетное место приёмной кампании не испортит, но сей фильтр для целевиков не подходит, поскольку на одну путёвку не найти и «половины землекопа».
Минздрав обязывает ректораты к популяризации не востребованных студентами специальностей клинической ординатуры. Задача не из лёгких. Руководитель онлайн-платформы Synergy Academy Александр Чальян считает, что «выбор специализации на основе стереотипов в обществе или убеждений родственников - не лучшая тактика для поиска востребованной специальности». Молодые вообще не склонны доверять рекомендациям, предпочитая выбирать самостоятельно.
Источником рабочей силы для первички должны стать иностранные студенты, информационную работу с которыми Минздрав рекомендует усугубить. По осени министр Мурашко порадовал страну обещанием оставить на работе в первичке 3,5 тысячи студентов-иностранцев, благо, что правительство облегчило требования к их трудоустройству. Большинство невозвращенцев будет не европеоидной или монголоидной расы, но это мелочи, главное, что на работу на селе или в райбольнице они вряд ли согласятся, захочется жить в лучшем городе Земли или миллионнике.
Всё решённое на ноябрьской коллегии Минздрава обязательно следует воплотить, но интуиция подсказывает – дефициту быть. В этом случае предложение министра образования Валерия Фалькова не представляется неуместным: «получение в один цикл образования для абсолютного большинства студентов должно быть достаточно для успешного потом у себя продвижения по рынку труда». Может, пора пересмотреть долгий путь до рабочего места врача, смог же Минздрав поставить на переподготовку, сократить обучение за счёт общеобразовательных предметов вообще не сложно.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram