В последние годы в России создается всё больше предприятий малого и среднего бизнеса. При этом растёт не только количество вновь созданных компаний.
По данным ФНС в 2021 году было зарегистрировано 3,5 миллиона самозанятых, а на конец 2023 года их число увеличилось уже до 9,3 миллиона человек. Этот налоговый режим пользуется популярностью у фрилансеров и больше всего задействован в сферах IT, онлайн обучения, инфо и цифровом бизнесе.
Для работодателей отношения с самозанятыми – это возможность сэкономить на налогах и взносах, но всё ли так гладко? Давайте разбираться.
Перед началом работы с самозанятым:
● Обязательно проверьте его налоговый статус. Это можно сделать на сайте ФНС в бесплатном сервисе по проверке статуса самозанятого гражданина. Также для проверки статуса запросите у него специальную справку, которая формируется в приложении «Мой налог» (письмо ФНС от 05.05.2023 №СД-4-3/5763@).
● Оформите договор в письменной форме. Также возможен обмен электронными документами. Пропишите в договоре, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход (НПД).
Важно:
Работа с самозанятыми – это огромная стратегия, которая начинается с проработки самой компании. Если её не придерживаться, то существует риск доначисления налогов. При этом нужно чётко следить за тем, какую информацию компания публикует в сети Интернет.
Например, при поиске внештатных сотрудников, работодатель размещает вакансии на сайте hh.ru, где указывает должность, зарплату, условия труда, режим работы и т.д. Таким образом, компания оставляет цифровой след, который в случае проверки может привести к доначислению страховых взносов по ставке 30% и НДФЛ по ставке 13%.
На что обратить внимание для грамотного ведения бухучета:
● Если доход самозанятого составит свыше 2,4 миллиона рублей в год, то он утрачивает свой статус. Поэтому нужно либо периодически проверять этот факт самим, либо прописать в договоре обязанность самозанятого самостоятельно уведомлять о смене статуса.
● Для того чтобы затраты по договору с самозанятым можно было учесть в составе расходов при расчёте налога на прибыль или УСН, нужно требовать чек из приложения «Мой налог». В чеке должны быть указаны ИНН самозанятого, наименование услуги, работы либо товара, а также сумма расчета. Для подтверждения самих затрат, даты и факта их выполнения необходимо составлять акт выполненных работ/услуг (информация ФНС от 26.08.2021).
Какие могут быть риски и сложности для работодателей:
С 1 января 2024 года вступил в силу закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в РФ». Как повлияет этот документ на сферу бизнеса?
Это значит, что ужесточится контроль за взаимоотношениями между работодателями и их внештатными сотрудниками.
Так, с марта 2024 года вводятся новые правила проверки, согласно которым под пристальное внимание налоговых органов будут попадать те организации, которые нанимают более 10 самозанятых и ежемесячно платят им более 50 тысяч рублей.
Такие компании автоматически попадут в разработку ведомств, поэтому не исключено, что их будут приглашать на комиссии и закидывать запросами. То есть возможно увеличение риска переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, что может повлечь за собой доначисление налогов, пеней и штрафов.
Как работодателю обезопасить себя и минимизировать риски:
● Привлекать самозанятых на разовые работы или под конкретный проект.
● Грамотно прописывать задания в договоре; избегать условий и терминологии, используемой в трудовых договорах.
● Проверять статус самозанятых перед заключением договора, а также перед оплатой за выполненные работы/услуги.
● Оформлять полный пакет закрывающих документов и своевременно получать чеки об оплате.
● Довериться профессионалам из «VN-FINANCE» и провести аудит вашего бизнеса; исправить ошибки, разработать стратегию работы с самозанятыми, настроить учет и со спокойной душой покорять новые финансовые вершины.
Нужна помощь для вашего бизнеса? Записаться на консультацию можно по ссылке - https://t.me/nika_accountant
Отношения с самозанятыми. Оформить нельзя игнорировать. Где поставить запятую?
12 марта 202412 мар 2024
2
3 мин