В статьях про паромы Зибеля обычно пишут или про Африку (в западных источниках) или про Ладогу (в наших статьях). А, вместе с тем, на Черном море паромы Зибеля использовались очень активно. В немногочисленных статьях, в которых упоминается Черное море пишется о том, что, паромы появились у нас уже в сентябре 1941 года. По данному вопросу идет полная "каша", ибо...
Зибели разные. В сентябре 1941 года на Черное море действительно перебрасываются 30 "зибелей" Люфтваффе (SF-1 - SF-30). Их параметры: Водоизмещение ( т ): полное 130. Главные размерения ( м ): 21,75 x 13,7 x 1,2. Энергетическая установка: 2 авиационных двигателя BMW M6U ( 420 лс ). Дальность плавания ( мили ): 116 при скорости 6 узлов. Скорость ( уз ): 6,6. Экипаж: 10-29 ( в зависимости от состава вооружения и типа парома ). Моряки из "люфтов" оказались... (не очень), да и сами паромы были "плодами экспериментов".
24.10.1941 вместе с "Терезией Вальнер" на советских минах гибнет SF-16 (в литературе его называют "паром-тральщик № 16"
26 октября севернее Констанцы был потоплен SF-25. Вроде бы как успеха добилась подводная лодка М-35, причем артиллерией (так принято писать). В "Хронике...", действительно описан эпизод, в районе Сулины, в ходе которого подводная лодка добилась 4 попаданий в какую-то баржу, шедшую на буксире. Но я бы не стал связывать эти два события. В документах указано что паром затонул во время шторма севернее Констанцы.
6 ноября 1941 года два парома SF-10 и SF-27 выбросило на мель в районе Бугаза. Снять с мели их было нечем, потому паромы были повреждены накатом.
16-го ноября в шторм гибнет сразу три "Зибеля" SF-11, SF-26, SF-28.
23 ноября пожар уничтожил SF-04
3 декабря пожар уничтожил SF-29...
А, потом все, что было на Черном море, включая отремонтированные паромы (суммарно, 22 штуки) были отправлены на Ладогу. В составе 1-го воздушного флота флота был образован Einsatzstab Fahre Ost, («боевой паромный штаб «Восток»). Штаб возглавил оберст-лейтенант Вахтель (Wachtel).
«Боевой паромный штаб» имел в подчинении 22 парома «Зибель». Семь паромов из них под номерами «11», «13», «15», «17», «21», «23» и «25» были вооружены тремя 88-мм зенитными орудиями и двумя 20-мм зенитными пушками. А пять с номерами «12», «14», «16», «22» и «26» имели на борту по одной 37-мм и десяти 20-мм зенитных пушек. Остальные девять паромов, обозначенные литерами «Т», были грузовыми и не имели вооружения. Первый паром, доставленный в Лахденпохья по железной дороге, прибыл к месту назначения 12 июля. Стоит уточнить, что все команды паромов по-прежнему были укомплектованы военнослужащими Люфтваффе. Но это отдельная история, тема отдельного рассказа. Возвращаемся на Черное море.
"Зибели" вновь появляются у нас на Черном море в августе 1942 года в рамках подготовки к операции "Блюхер". Но только это не Люфтваффе. Все дело в том, что на начальной стадии всем занимались только "люфты". После закрытия "проекта" "Морской лев", ситуация изменилась.
Да, изначально все эти модификации строились по заказу люфтваффе и принадлежали военно-воздушным силам. Но уже с 1941 года сухопутная армия стала заказывать себе собственные паромы, получившие обозначение «Pionierlandungsfahre» («сапёрный десантный паром»). Эти паромы имели несколько бо́льшую длину и порожнее водоизмещение 140 т, а в остальном мало отличались от своих "предков".
Еще один момент: обычно авторы мешают в кучу быстроходные десантные баржи и паромы. Это совершенно разные части, разного подчинения. Более того, это совершенно разные ведомства. Быстроходные десантные баржи - это Кригсмарине, (моряки). Паромы Зибеля - это "армейцы" (у нас на Черном море).
Они числятся за пионерными частями. Обычно у нас переводят пионерные части как саперные. Это не совсем правильно. Пионерные части были очень разными. Были штурмовые пионерные батальоны, были мостостроители, строители, дорожники. Это все пионерные части. Так что это скорее инженерные войска, а не саперы. (но и это не совсем точный перевод, просто принципы построения армии у немцев чуть иные).
Ладно, не суть важно. История вопроса такова: в апреле 1942 года на Черное море прибыл вновь созданный 128-й строительно пионерный батальон (2-го формирования), который был создан 1-го апреля 1942 года путем переименования 411-го строительного батальона. 20 мая 1942 года он был переименован в 128-й... (вот даже не знаю, как перевести на русский). В общем, Werftpioneer battaillon, наверное, правильно перевести как судостроительный пионерный батальон. Сборка паромов осуществлялась в Николаеве.
Уже 1 июня 1942 года он становится 128-м батальоном тяжелых паромов Зибеля. Он имел в своем составе 24 парома, построенных на двух голландских верфях Van der Giessen и Van Wijk & Co. Но о них в следующей статье.