Найти тему
Ключ к детям

Визуальное общение для детей раннего возраста

Инструменты визуальной коммуникации, такие как иллюстрации, фотографии, знаки и диаграммы, могут быть особенно полезны для улучшения понимания и помощи в развитии детей раннего возраста, а также поощрения позитивного поведения.

Мама с дочкой рассматривают картинку
Мама с дочкой рассматривают картинку

Как мы знаем, разговорный словарный запас маленьких детей вообще весьма ограничен просто потому, что у них ещё не было времени или возможности выучить большое количество слов. Однако это не означает, что их понимание столь же ограничено.

Маленький ребёнок может распознать концепцию, поведение, действие или эмоцию, если он увидит или почувствует её, но при этом не обязательно сможет её назвать. В таких случаях наглядные пособия, такие как диаграмма лиц, демонстрирующая различные эмоции, или плакаты, иллюстрирующие различные доступные виды деятельности, могут помочь невербальным детям – или детям с ограниченными коммуникативными навыками – объясниться.

Эти виды наглядных пособий могут быть особенно полезны для детей с задержкой развития или расстройством аутистического спектра, а также детям из культурно разнообразной среды.

Изображения преодолевают языковые барьеры. Как правило, их легче понять и запомнить всем детям, включая детей с ограниченными возможностями. И они могут быстро и легко объяснить концепцию, действие или поведение ясно, кратко и доступно широкому кругу людей.

Визуальные эффекты помогают детям:

  • Обрабатывать информацию на своей скорости;
  • Более чётко понимать, о чём спрашивают;
  • Помнить, что делать и в каком порядке;
  • Стать более независимыми, вместо того чтобы подчиняться указаниям взрослых;
  • Сообщать о своих потребностях, если они не могут сделать это устно;
  • Доводить дело до конца, не вступая в словесную битву.

При использовании наглядных пособий познакомьте с ними детей и объясните их назначение. Затем дети могут принять участие в составлении своего собственного визуального расписания, например, «завтрак», «время для чтения», «время для творчества», «прогулка», «обед», «время сна» и т. д.

Убедитесь, что визуальные эффекты просты и легко узнаваемы, а также видимы и доступны в любое время, чтобы дети могли сами обратиться к ним.

Маленькие дети ещё не умеют читать инструкции, но визуальный распорядок дня или расписание позволят им переходить от одного задания к другому, когда они будут готовы, без необходимости спрашивать об этом.

Если вы ищете идеи о том, как включить наглядные пособия в свою жизнь, вот несколько идей:

Диаграммы эмоций

Помогите детям распознавать, называть и выражать свои эмоции простым и неконфронтационным способом, собрав плакат с лицами, выражающими разные эмоции. Объясните детям, что каждое лицо говорит о том, что чувствует этот человек, используя реальные примеры того, как различные ситуации заставляли их чувствовать грусть, раздражение, радость и т. д. Затем держите таблицу в таком месте, где они смогут её видеть и иметь к ней доступ, чтобы можно было обратиться к ней при необходимости.

Иллюстрированное меню

Дайте маленьким детям ощущение силы и независимости во время еды, предоставив им изображения двух вариантов еды и позволив им рассказать вам, чего они хотят. Это не только повысит их чувство контроля и самооценку, но и повысит вероятность того, что они съедят свою еду.

Поведенческие иллюстрации

Используйте изображения детей, демонстрирующих позитивное поведение (где они делятся информацией по очереди, убираются, моют руки и т. д.). Это напомнит детям, как им следует действовать и взаимодействовать друг с другом, и вам не придётся постоянно им подсказывать.

Покажите шаги по уходу за собой

Разместите фотографии или рисунки необходимых действий при посещении туалета, мытье рук, надевании обуви, нанесении солнцезащитного крема и т. д., чтобы побудить детей обрести независимость в этих сферах.

Обеспечивая и поощряя независимость, наглядные пособия могут помочь облегчить борьбу за власть среди малышей, поскольку они могут делать свой собственный выбор и лучше контролировать то, как они проводят своё время.