Зимой не всегда даже коммунальные службы справляются с чисткой снега, что уж говорить о владельцах торговых точек, которые частенько просто не считают такую «мелочь», как чистка снега и безопасность потребителя, своей обязанностью.
Но что делать, если вы получили травму в буквальном смысле на ступеньках перед входом в магазин или на территории продавца?
Интересное дело было рассмотрено в Верховном Суде Российской Федерации.
Покупательница поскользнулась на ступеньках магазина по вине продавца, не обеспечившего чистку снега и наледи.
Как это бывает, продавец полностью проигнорировал факт получения дамой серьёзной травмы, и она была вынуждена обратиться в суд.
Покупательница потребовала компенсации морального вреда и взыскания штрафа с виновной стороны.
Продавец настаивал, что Закон о защите прав потребителей не распространяет своё действие на правоотношения, возникающие из причинения вреда, а спор, возникший между ним и покупательницей, не связан с продажей товаров потребителю.
Верховный Суд Российской Федерации не согласился с позицией продавца, отметив, что «потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Таким образом, к потребителю относится не только гражданин, который приобрёл товар у продавца, но и гражданин, ещё не совершивший действие по приобретению товара, но имевший намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий товары (работы, услуги).
Следовательно, если вы, например, только планируете приобрести в продуктовом магазине пакет молока, выполняя порой непростой квест по преодолению скользких ступенек, или просто стоите на кассе в ожидании своей очереди, вы уже считаетесь полноправным потребителем.
Системный анализ норм права указывает, что покупатель обладает правом на безопасное оказание ему услуги торговли.
При этом, как указал Верховный Суд, под безопасностью услуги торговли «понимается комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях её оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество покупателя (потребителя)».
Таким образом, продавец не только не обеспечил безопасность конкретной покупательницы, но и всех иных потенциальных потребителей.
При таких обстоятельствах травму могли получить и другие люди.